Чип-тюнинг двигателя ВАЗ
Чип-тюнинг ВАЗ 2115 – как довести автомобиль до совершенства?
Чип-тюнинг ВАЗ 2115 – распространенное явление среди владельцев этих автомобилей. С помощью этой процедуры можно увеличить мощность и другие характеристики мотора, а при определенных калибровках ЭБУ снизить средний расход топлива на своем автомобиле. Тюнинг можно осуществить в специализированных мастерских, либо постараться сделать все своими руками.
1 Что изменит чип-тюнинг ВАЗ 2115?
Самой распространенной версией двигателя на ВАЗ 2115 является инжекторный мотор объемом 1,5 литров и мощностью 78 лошадиных сил. Как правило, владельцы этого авто отмечают недостаточную тяговитость, постоянные провалы оборотов на холостом ходу и довольно высокий расход топлива, особенно в городском режиме управления. Единственный вариант улучшить показатели инжекторных двигателей отечественного производства – это провести качественную перепрошивку ЭБУ.
Тюнинг-ателье, которые предлагают комплексный чип-тюнинг для различных моделей семейства ВАЗ, в том числе для популярного седана ВАЗ 2115, имеют в своем распоряжении целый набор необходимого оборудования и различные варианты прошивок, с помощью которых можно изменять параметры блока управления. Однако стоимость таких услуг (до 15 000 рублей) не всегда устраивает владельцев этих автомобилей. А значит, на помощь приходит возможность самостоятельно заменить прошивку на своем автомобиле.
2 Проведение чип-тюнинга блока управления ВАЗ 2115
Перед тем как собирать информацию и оборудование, необходимо узнать точную версию ЭБУ двигателя и версию его прошивки. На версиях автомобилей ВАЗ 2115 стоят различные типы ЭБУ. В конкретном случае все зависит от года выпуска, наличия или отсутствия адсорбера и т. д.
С 2004 года выпуска на всех моделях ВАЗ 2115 началась установка популярных ЭБУ Bosch 7.9.7 или Январь 7.2 отечественного производства. Из-за спешки производителя заводская прошивка не всегда была как следует доработана, поэтому появились различные проблемы с работой устройств. Среди таких недостатков можно отметить неправильную настройку температурных режимов работы двигателя, дергание на средних оборотах, недостаточную “эластичность” при движении.
Несмотря на это, именно модельный ряд ВАЗ 2115 специалисты считают наиболее успешным в плане электроники, а блоки управления типа Январь 7.2 имеют достаточное количество всевозможных прошивок, которые проверены в практических условиях. Чтобы узнать, какая именно версия стоит на конкретном авто, необходимо снять обшивку панели приборов с правой стороны у ног пассажира. На блоке управления, как правило, есть заводской штрих-код, в котором зашифрована версия ЭБУ. Проверить его можно на официальных сайтах или на тематических форумах. По этим блокам управления также можно найти много дополнительной информации – как правильно прошить и как своими руками собрать и подключить оборудование.
Чтобы перепрошить блок Январь 7.2 и провести чип-тюнинг двигателя ВАЗ 2115 (актуально и для других версий ВАЗ с аналогичным блоком управления) необходимо иметь:
- программы для загрузки (Chiploader 1.9, Сombiloader версии 2.0 и выше или ST10 Flasher различных версий),
- доступ к микросхеме блока управления двигателем,
- адаптер для работы с системой (например, Мастер Кит ВМ9213). В данном случае для USB адаптера также можно использовать старый дата-кабель от сотового телефона на базе PL230 и др.),
- источник питания на 12 Вольт ( можно использовать аккумуляторную батарею),
- провода для подключения и резистор с сопротивлением 4 кОм или выше).
Что касается прошивок, то их можно искать в интернете на специальных ресурсах. Для сравнивания подойдет программа ChipExplorer, с помощью нее можно подобрать необходимую прошивку или комбинировать различные версии. Есть и другие программы, но для перепрошивки своими руками блока управления ВАЗ 2115 эти наиболее эффективны.
Перед тем как начинать самостоятельное перепрограммирование, необходимо в первую очередь убедиться в отсутствии механических повреждений и ошибок ЭБУ.
Для этого проводится диагностика, контакты от программатора соединяются с диагностическим разъемом на автомобиле, который находится в правой части под панелью приборов у ног водителя. В случае выявления ошибок необходимо их полностью сбросить (если они незначительны); если проблема более серьезная, ее необходимо устранить – заменить деталь или отремонтировать ее (обычно выходят из строя датчики температуры, дросселя и т. д.). Кроме этого, необходимо удостовериться в полном заряде АКБ, так как процедура чип-тюнинга требует постоянной мощности для осуществления операций. Сама прошивка занимает до 1 часа, самое сложное – правильно подключить контакты и настроить оборудование.
3 Преимущества чип-тюнинга «мозгов» на ВАЗ 2115
При правильной диагностике и полной программной доработке ЭСУД автомобиля ВАЗ 2115 устраняются или калибруются такие параметры как:
- устранение пропусков воспламенения топлива,
- удаление “провалов” при резком нажатии на педаль газа,
- удаление рывков при переключении на вторую передачу,
- обеспечение стабильности оборотов во всех диапазонах (от малых к высоких),
- увеличение максимальной скорости и динамики при движении по трассе (обгон и т. д.),
- программное удаление катализатора (в версии после 2005 года выпуска),
- изменение параметров зимнего запуска,
- калибровка топливных карт и УОЗ и др.
Независимо от того, как проводилась “чиповка” ЭБУ ВАЗ 2115, в тюнинг-мастерской или своими руками, владелец обязательно почувствует разницу в поведении автомобиля как в городском режиме, так и при движении за городом. После проведения всех процедур настоятельно рекомендуем использовать 95 бензин с более высоким октановым числом, иначе вся работа по перепрошивке будет напрасной. Если автомобиль на гарантии, с помощью специальных настроек можно оставить заводские идентификаторы прошивки. Так при диагностике системы на дилерском ТО изменения в электронном блоке заметны не будут.
Чип-тюнинг двигателя ВАЗ
© Сим (Chiptuner) 2003
Что же это такое
Работа двигателя – это извечный компромисс между многими параметрами, нормами, потребностями и возможностями. Основными критериями для разработчиков ПО для контроллеров систем впрыска сегодня является экономичность, ресурс двигателя и токсичность выхлопа. Ожесточающиеся с каждым годом нормы по уровню токсичности выхлопа двигателей заставляют разработчиков переводить ДВС на работу с более обеднёнными смесями и устанавливать каталитические нейтрализаторы вредных выбросов в выхлопных газах и жесткую систему контроля за уровнем вредных выбросов в атмосферу. В отечественных системах уже применяется одно- и двухуровневые системы контроля.
Со стороны потребителя требования к автомобилю тоже взаимоисключающие. Хочется высокой мощности, большого и равномерного крутящего момента, надёжности и огромного ресурса – при всём этом желательно заправлять автомобиль самым дешевым топливом и иметь минимальный его расход. Однако бесплатных чудес на свете не бывает – улучшение одних параметров всегда ухудшает другие.
В блок управления заложена программа (алгоритм) его работы. Программа работы микропроцессора хранится в ПЗУ и представляет собой собственно программу обработки данных («софт») и одно, двух и трехмерные таблицы с данными (калибровки). Калибровки для различных режимов работы двигателя (экономичный, мощностной, переходные режимы, холостой ход) различны и применяются в зависимости от режима, в котором работает двигатель. Блок управления, получая сигналы от различных датчиков, управляет работой исполнительных устройств для обеспечения оптимальной (по мнению разработчиков) работы силового агрегата. Необходимые параметры для управления исполнительными устройствами вычисляются в соответствии с полученными данными и коэффициентами коррекции, заложенными в ПЗУ. Изменяя данные ПЗУ (калибровки) мы можем влиять на работу практически любого исполнительного устройства, работа которого управляется ЭБУ.
Для получения других мощностных характеристик можно изменить установку угла опережения зажигания, величину времени впрыска, отключить или изменить режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов. Кроме того, можно изменить обороты холостого хода, максимально разрешённые обороты двигателя и массу других параметров. Велика ли роль данных изменений в получении от двигателя максимальной мощности? Нет – её прирост может составлять 5 – 8 % (исключение составляют двигатели с турбонаддувом, где без особых затруднений можно получить прибавку в 20 % и даже более). Так есть ли во всём этом смысл? Каждый сам решает делать или нет, но тот кто хоть раз проехал на машине с грамотно перепрограммированной системой впрыска, решает этот вопрос для себя однозначно – да! Дело в том, что мало кто ездит на режиме максимальной мощности – намного более важные параметры для повседневной езды это крутящий момент и эластичность двигателя. Все это без особых затрат даст Вам простой чип-тюнинг.
Чип-тюнинг – самый бюджетный и доступный вариант «тюнинга», когда всего лишь изменением программы управления впрыском можно хоть немного изменить поведение Вашего автомобиля, сделать его отличающимся от серийного, – более послушным, «приемистым», эластичным, экономичным и удобным в управлении. Практически во всех тюнинговых версиях прошивок улучшены режимы холостого хода, холодного пуска, снижена температура работы вентилятора системы охлаждения, устранены выявленные ошибки – порой грубые, хронически присутствующие в серийных версиях ПО. Для нестандартных двигателей с увеличенным объемом, с измененным впуском и выпуском чип-тюнинг просто необходим как воздух. Индивидуальная для каждого двигателя программа управления позволяет максимально использовать потенциал форсированного мотора.
Надо сказать и о том, что в связи с все возрастающей популярностью чип-тюнинга, все больше и больше появляются откровенно надувательские проекты «альтернативного» тюнинга, рассчитанные на неискушенного посетителя этих ресурсов. Совет начинающим – больше читайте, вникайте в суть, задавайте вопросы в конференциях и форумах.
Тюнинг и Тюнеры
Нетрудно догадаться что тюнеры – это люди занимающиеся тюнингом :). Но, как и в любом сообществе, здесь все не так просто и идет «классовое» расслоение. Так кто же они такие?
1 . Это асы, профессионалы в авторемонте, активно развивающиеся и самообучающиеся вместе с развитием техники и технологий. Это ДИАГНОСТЫ, как правило, «по совместительству» мотористы и/или автоэлектрики, которыми были много лет до появления инжекторов. Таких – меньшинство. Как правило, лучшей рекламой для них является народная молва и наскоком на ремонт к ним попасть сложно – запись. Они никогда не суетятся, не разводят на «чип-тюнинг», считая основным своим занятием комплексную диагностику всех систем и грамотный ремонт. За их плечами огромный опыт.
2 . Эта категория, к сожалению, самая многочисленная и в среде «профи» носит название «пионэрия». Это люди, как правило, в автосервисе новички и подвизаются вокруг автоцентров и сервисов, которые не смогли вовремя перестроится «на инжектор» и с радостью берут на работу любого, кто хотя бы владеет оклоинжекторной терминологией :). Как правило «пионэры» очень категоричны и самоуверены, не считаются с авторитетами, считают свои знания достаточными для того, что бы лезть в чужую машину. Определить «пионера» легко – они первым делом «зачиповывают» неисправную машину и легко впадают в панику, если получают от этого отрицательный результат. Не надо путать новичка и «пионэра» – новичку понятна фраза «Нельзя делать чип-тюнинг на неисправной машине», пионэру – ее не понять никогда. По сути, это люди, стремящиеся срубить легких денег, тупо перешив блок или смотав спидометр. Это те самые, с кем вам не раз приходилось сталкиваться на станциях диагностики – это они, быстренько подключив компьютер и не обнаружив ошибок говорят вам – все ОК, дядя, с тебя 300 рублей, езжай, инжектор в порядке… Основная причина такого поведения, как это не парадоксально, кроется в потребителях данных услуг, т.е в водителях, которые, начитавшись «этих ваших интернетов» сами просят устранить проблемы чипом или чудесным образом восстановить былую прыть обновлением «слетевшей прошивки». В тех, кто платит эти самые злосчастные 300 рублей, не получив никакого результата.
Со временем большая часть пионерии плавно перетекла в категорию «представители». Этот класс «специалистов», вооруженных программаторами, как правило, китайского производства, которые предлагают услуги записи готовых решений определенного раскрученного бренда. В большинстве случаев это просто «оператор программатора», работающий по определенному алгоритму и не понимающий до конца, что же он делает. Да и зачем тратить время и деньги на изучение вопроса, если можно вести успешный бизнес только кнопкой «записать». Основная опасность этой группы в том, что в погоне за прибылью данные персонажи не гнушаются ничем, вам могут записать как вполне нормальную прошивку от известного калибровщика, так и что-нибудь скачанное с бесплатного трекера или выброшенное в сеть «обменщиками». И все это сдобрено пафосом и соответствующим антуражем «серьезной конторы». Проблемы у этой группы те же, главная – ступор при возникновении любой внештатной ситуации, будь то неадекватное поведение автомобиля или заваленный блок.
3 . Любители или «хоббиты». Это люди, хобби которых – ковыряться в своей машине и, изредка, в машинах друзей. Они дотошны, кропотливы, не хотят доверять свое авто кому попало и получают истинное удовольствие от своего хобби. Удивительно, но таких людей довольно много среди электронщиков и программистов, и, реши они стать профессионалами авторемонта, у них, скорее всего, это получилось бы.
Начало большого пути.
Весь массовый «народный» (спортсменов дипломатично опускаем) чип – тюнинг начался с рекламы на сайте Инжектор ВАЗ, где предлагались к продаже «спортивные» прошивки для серийных авто. Они, сырые и недоделанные, были первыми ласточками и дали мощный толчок в развитии неофициального, «народного» чип-тюнинга. Через непродолжительное время они появились в Интернете и мгновенно распространились по всей территории России. С появлением же компьютерных программ, позволяющих оперативно и наглядно изменять калибровки, появление новых, в основном, «динамичных» и не всегда корректных версий приобрело лавинообразный характер. Отсюда возникает огромная просьба ко всем, кто решил заниматься «народным» чип – тюнингом: не выбрасывайте в обращение сырые, не опробованные во всех режимах прошивки, сопровождайте их подробным описанием и, не надо стесняться, авторством. Обращайте особое внимание на название прошивки, оно хоть как – то должно соответствовать общепринятому стандарту; например, прошивка J 5 V 03 G 21 , с отключенным ДК должна называться уже J 5 V 13 G 21 , т.е соответствовать названием нормам России, а не Евро 2 .
Несколько слов об «экономичных» прошивках. Ставить их имеет смысл только флегматичным водителям с железными нервами, способными индеферентно наблюдать обгоняющие и исчезающие вдали автомобили. В противном случае – активное педалирование приведет к противоположному эффекту, расход топлива будет на таком «экономе» выше чем на злой, динамичной прошивке. Вообще, самым простым способом экономии горючего является механическое ограничение хода педали газа, например, с помощью штатного резинового коврика :)). Я, правда, таких флегматиков за рулем переднеприводных ВАЗов практически не встречал.
С появлением программ, позволяющих просматривать, анализировать и модифицировать калибровки, появилась возможность хоть немного вникнуть в суть происходящих процессов. Анализ же нестандартных и спортивных прошивок выявил на первый взгляд странную закономерность – калибровки в этих прошивках минимально отличаются от стандартных, а машины, есть такое выражение – «прут». Вывод напрашивается сам собой – софт играет более важную роль в тюнинге, чем калибровки, т.е как программа обрабатывает калибровки, важнее самих калибровок. Фактически калибровками можно лишь подогнать идеальные параметры под конкретные требования. Об этом же говорят многочисленные и, в целом, безрезультатные, потуги переброски калибровок с разного ПО. С появлением ПО под нормы России для 16 -клапанного двигателя без катализатора и с регулятором СО (G 26 ), мгновенно появилось множество клонов этой прошивки для разных контроллеров с разными калибровками. Но собственные многочисленные эксперименты позволяют голословно и субъективно утверждать, что перенос калибровок – пустое дело, нужно производить коррекцию калибровок именно того ПО, для которого они были предназначены. При простом переносе калибровок на другой софт результатом является, как правило полное разочарование. Именно поэтому главной задачей серьезных «чип-тюнеров» является разработка собственного или серьезное «перелопачивание» серийного софта. Именно по причине больших трудозатрат на производство серьезной прошивки и связана высокая стоимость и перемешивание калибровок и паролирование блоков.
Чип-тюнинг двигателя – мифы и реальность
Введение
Способов увеличить мощность личного автомобиля существует много. С развитием информационных технологий и массовым внедрением микросхем в последнее время динамично набирает обороты такое явление, как самостоятельное внесение данных и изменение параметров информационной системы транспортного средства. Чип-тюнинг двигателя: что это такое?
Ответ скрывает сам термин: «чип» можно понять как «микросхема», а «тюнинг» в переводе с английского языка – «настройка». Чип-тюнинг в Москве уже трансформируется в вид прибыльного бизнеса, а автолюбителям данное новшество сулит возможность увеличения скоростных и/или тяговых характеристик автомобиля. Но существуют определенные ограничения, установленные законодательством, выход за пределы которых будет считаться нарушением со всеми вытекающими последствиями.
Чип-тюнинг двигателя – плюсы и минусы
Автомобиль – это тщательно продуманная и выверенная система, нарушение баланса которой ведет в самым непредсказуемым последствиями. Если автовладелец несанкционированно внес изменения в заводское изделие, производитель может обоснованно отказаться от гарантийного обслуживания. Об этом нужно помнить перед началом процедуры прошивки.
Итак, плюсы чип-тюнинга двигателя:
- Увеличение мощности. Например, чип-тюнинг BMW поможет увеличить отдачу от работы двигателя на 15%. Помните, что есть ограничения, которые производитель устанавливает намеренно. В каждом двигателе есть потенциал для роста.
- Короткие сроки исполнения. Обычно прошивка занимает не более 15 минут.
- Обратимость изменений. Если возникают непредвиденные проблемы, можно осуществить откат до первоначального состояния системы.
- Улучшение баланса. Автолюбители отмечают плавную и сбалансированную работу мотора под нагрузкой. Например, когда речь идет об отборе мощности для кондиционера.
- Возможность экономии топлива. Чтобы сэкономить на горючем, можно «заставить» автомобиль ездить на бензине с более низким октановым числом. На практике это означает, что машина, которая изначально не воспринимает бензин марки А-92 и ездит только на А-95, сможет работать на обоих видах.
- Отпадает необходимость в некоторых функциях. Так, чип-тюнинг «ауди» позволит избавиться от проблем с катализатором.
- Увеличение максимальной скорости. Иногда хочется ездить на большей скорости, чем позволяет разгонять автомобиль электроника. Перепрограммирование электронной оболочки позволяет обходить такие ограничения, ведь изначально максимальная мощность авто ограничена из соображений безопасности.
В целом же чип-тюнинг может иметь разносторонний характер. Так, можно провести чип-тюнинг «ВАЗа», чтобы он агрессивнее срывался с места и динамичнее набирал обороты. Или добиться гораздо более скромного потребления топлива. Вариантов для подгонки «характера» автомобиля существует масса.
Вместе с тем нельзя обойти стороной и минусы такого рода улучшений:
- Высокая стоимость работ. Чем дороже автомобиль, тем сложнее его электронная начинка. А это автоматически увеличивает требования к профессионализму мастера. И если с отечественными автомобилями можно справиться самостоятельно, то в случае с иномаркой придется обращаться за помощью на СТО. Причем только на сертифицированную.
- Риск выгорания электроники. При нарушении алгоритма действий можно уничтожить микросхемы. Их замена обойдется недешево.
- Повышение расхода топлива. Пропорционально наращиванию мощности двигателя возрастает объем потребляемого горючего. Если, к примеру, сделать чип-тюнинг «мерседеса», можно буквально опьянеть от скорости. Но отрезвление придет на АЗС: при увеличении мощности двигателя на 15% на столько же вырастут затраты на топливо.
- Сокращение срока эксплуатации авто. Чем интенсивнее работает двигатель, чем больше мощности он на себя принимает и тем быстрее истощается его ресурс. Соответственно, уменьшаются промежутки между периодическими ТО.
Чип-тюнинг от Паулюса
В среде профессиональных автомастеров активно употребляется такое понятие, как «чип-тюнинг от Паулюса». Этот человек – довольно известный специалист из Москвы. Благодаря использованию авторских разработок его программное обеспечение позволяет устранять ряд заводских ошибок и погрешностей, а также максимально тонко настроить двигатель.
По отзывам клиентов, работа с Паулюсом имеет следующие позитивные моменты:
- крутящий момент увеличивается в среднем на 10%;
- возможна настройка в двух режимах – для газобаллонных установок и для бензинового двигателя;
- мотор плавно работает в режиме «холостого хода»;
- короткие сроки проведения работ – в среднем около одного часа, включая сам процесс внесения изменений в программное обеспечение и диагностику.
В свою очередь водитель должен знать некоторые простые правила, благодаря соблюдению которых чип-тюнинг «тойоты», например, станет еще эффективнее:
- Во-первых, не давать в первое время больших нагрузок на двигатель.
- Во-вторых, плавно разогревать моторный отсек автомобиля, не «газовать». Иначе в скором времени придется менять некоторые запчасти. Не стоит забывать, что при увеличении количества оборотов снижается ресурс двигателя.
- В-третьих, после чип-тюнинга первые несколько сотен километров необходимо проехать в режиме «обкатки». Движущиеся детали притираются друг к другу, а водитель привыкает к новому «характеру» своего железного коня.
Самое позитивное изменение после прошивки, которое отмечают автолюбители, – это снижение уровня снятия мощности при включенном кондиционере. В жаркое время года работа системы охлаждения салона становится настоящей бедой для владельцев маломощных автомобилей – особенно в части затрат на топливо, которое жадно пожирает мотор.
Еще один немаловажный плюс – сохранение заводской гарантии. Чтобы обвинить владельца автомобиля в каких-либо манипуляциях, аннулирующих право на гарантийное обслуживание, производителю придется немало потрудиться, досконально проверив всю электронную начинку. А это время и деньги. Вряд ли кто-то пойдет на такие затраты, не будучи уверенным в результате.
Кроме того, заводские метки остаются на месте, что является еще одним весомым преимуществом.
Чип-тюнинг дизельного двигателя
Дизельные двигатели прошли длинный эволюционный путь, и их современные варианты мало чем напоминают первые образцы столетней давности. Единственное, что их роднит – физический процесс воспламенения воздушно-топливной массы в цилиндре под сильным давлением. В остальном бал правит электроника.
Common Rail – это специальная система, без которой сложно представить современный дизель. Принцип ее работы основан на точном контроле количества топлива, потребляемого мотором. Главной задачей системы является поддержание постоянного давления в цилиндрах независимо от количества оборотов и нагрузки, которую приходится брать на себя двигателю.
С точки зрения электроники современные дизельные моторы представляют собой сложную систему. Они оснащены специальными микропроцессорами, которые собирают всю информацию о работе с помощью датчиков, просчитывают ее согласно заложенным алгоритмам и дают обратную связь, регулируя определенные параметры работы моторного отсека автомобиля.
В первую очередь контролируется работа шатунного механизма и системы впрыска топлива в цилиндры, регулируется количество воздуха, подаваемого в камеру сгорания.
С учетом большого количества взаимосвязанных параметров, чип-тюнинг BMW, оснащенного дизельной силовой установкой, правильнее всего проводить не своими силами, а на СТО, под контролем специалистов.
Почему автомобилисты идут на изменение базовых заводских настроек? Вспомним, как ведет себя двигатель, когда нужно быстро и динамично набрать скорость. Хотя поначалу двигатель достигает большого количества оборотов, уже через несколько секунд он начинает их снижать. Это сказывается на скорости и тяговых характеристиках.
Все дело тут в экологических нормах. Законодательство большинства стран, особенно Европейского Союза и США, жестко обязывает автопроизводителей следовать правилу: их продукция должна соответствовать установленным нормам выброса отработанных газов. В противном случае производителя ждут большие финансовые санкции и снятие налоговых льгот.
А чем выше количество оборотов, тем выше потребление топлива. Следовательно, норма выброса отработанных газов превышается. По этой причине электроника не дает мотору работать на верхнем пределе. Как уже отмечалось выше, изначально разработчики закладывают в двигатели большие возможности для роста, но электронная начинка не позволяет реализовывать весь потенциал.
Чип-тюнинг своими руками
Наверное, самая большая дилемма, которая гложет любого автовладельца – кому доверить свое транспортное средство. Себе или ребятам из автосервиса?
Перспектива сэкономить на оплате труда мастеров есть. Но нужно помнить поговорку: скупой платит дважды.
Для проведения чип-тюнинга необходимо понимать фундаментальные процессы, происходящие в работающем двигателе. Нужно знать основы программирования и работы электроники. Причем не поверхностно, просто прочитав соответствующий раздел в «Википедии», а основательно, умея мысленно связывать все элементы в одно целое. Такому за пару дней не научишься.
Некоторые водители полагают, что «Интернет найдет все». И правда, можно найти программы прошивки под определенные марки и модели автомобилей, написанные энтузиастами. Но качество их весьма сомнительно.
Первое. С вероятностью 99% можно утверждать, что автор программы писал ее под свой собственный автомобиль, под свой стиль езды. Поэтому нужно быть готовым разочароваться – что хорошо одному человеку, не всегда по нраву другому.
Разные характеры, разные условия эксплуатации, разное техническое состояние автомобилей – невозможно написать идеальную программу «под всех».
Второе. Возникают вопросы правового характера: некому предъявить обвинения в порче имущества. Автолюбитель действует исключительно на свой страх и риск. И если в случае с СТО можно компенсировать ущерб, то последствия неудачной самостоятельной прошивки устранять придется тоже самостоятельно. Хотя в 99% случаев автомобиль пригоняется на ту же СТО. В итоге автовладелец после попытки сэкономить оказывается в существенном «минусе».
Третье. После кустарной прошивки производитель или его официальный дилер может отказать в гарантийном обслуживании автомобиля. Более того, водитель имеет риск приобрести себе неожиданные неприятности. Например, если совершено ДТП с далеко идущими последствиями, где будут ущемлены интересы производителя или дилера, внедрение несанкционированных изменений в электронную оболочку автомобиля может сыграть с водителем злую шутку, послужив дополнительным доказательством его вины.
Разница между тюнингом и чип-тюнингом
Иногда люди путают эти понятия друг с другом либо считают их тождественными. Поэтому внесем ясность.
Тюнинг двигателя – это механическая установка распределительного вала, верхнего или нижнего. Первый заставляет двигатель развивать скоростные характеристики, второй – тяговые. Он физически влияет на работу поршней и цилиндров.
Чип-тюнинг – это программное изменение настроек электронной начинки автомобиля без механического вмешательства, замены комплектующих и прочих физических работ.
Чип-тюнинг: как не угробить автомобиль?
Любое вмешательство в работу штатных систем автомобиля — это риск не только лишиться гарантии, но и нанести дорогостоящим узлам и агрегатам серьезный вред. От печального результата не застрахованы даже те, кто пользуется услугами компаний с богатым опытом в перенастройках автомобиля. Тем, кто решился на риск, избежать большинства ошибок помогут наши рекомендации.
Специализированных компаний и гаражных специалистов, предлагающих взбодрить двигатель, – масса. Их услуги пользуются устойчивым спросом. К примеру, только одна из известных крупных фирм в месяц перенастраивает до 3000 автомобилей.
Вся тюнинговая братия работает по общим законам, идентичны и последствия вмешательства в рабочие процессы двигателей. Положительные и отрицательные стороны чип-тюнинга мы рассмотрим на примере автомобилей концерна Volkswagen — их наиболее часто подвергают перенастройке.
Чтобы не распыляться, остановимся на самом востребованном варианте чип-тюнинга — когда вмешиваются только в электронику и не затрагивают «железо». Упор сделаем на турбомоторы, так как их перепрошивка позволяет поднять мощность и крутящий момент на 30–50%. Для атмосферных прирост чаще всего не превышает 10%.
Сливки мощности
Чип-тюнинг позволяет наслаждаться поведением взбодренного автомобиля не только на трек-днях, но и в повседневной толкотне мегаполисов. Среди бонусов — снижение «задумчивости» и задемпфированности реакций на нажатие педали газа, которой сейчас страдают чуть ли не все массовые модели, и улучшенная адаптация к качеству топлива конкретного типа: некоторые фирмы предлагают прошивки двух видов — например, под 95‑й и 98‑й бензин.
Качественный чип-тюнинг не повышает расход топлива. Более того, в некоторых режимах езды, особенно если двигатель дизельный, возможна его экономия: 5–10%. Фантастика? Мне довелось замерять расход топлива на чипованном дизельном Тигуане нового поколения. Фактическое снижение в смешанном цикле составило 300 мл (измеряли методом долива, используя мерные емкости). Это объяснимо. Наибольший мгновенный расход приходится на переходные и разгонные режимы. При ускорении чипованный двигатель на тех же оборотах имеет больший крутящий момент, а коробка дольше удерживает низшие ступени. Автомобиль разгоняется быстрее, но потребляет топлива не больше, чем при штатной прошивке.
Подобные преимущества трудно получить при установке дешевых программ гаражников или любителей «настольного чипа». Обычно они добавляют мотору мощности и момента в режиме «вкл/выкл» (при нажатии на педаль газа). Калибровщики меняют ограниченное число параметров, не озадачиваясь проверкой программ в реальных дорожных условиях. В итоге автомобиль больше подходит для гоночного трека — на нем становится неудобно ездить в городе из-за обилия пинков, рывков и дерготни в различных режимах.
Побочные эффекты
Бесплатного сыра не бывает. Даже качественные прошивки пагубно влияют на ресурс двигателя и коробки передач, что уж говорить о более дешевых программах. Официальные дилеры наловчились выявлять факты чип-тюнинга при обращении владельцев с жалобами на работу силового агрегата, даже если предварительно был сделан «откат» на заводскую программу. Примерно с февраля 2017 года дилеры Volkswagen Group начали массово разоблачать любителей «допинга».
Нейтрализатор, сажевый фильтр, EGR
Сомнительная затея — удаление сажевых фильтров. Мало кому понравится, когда современная дизельная легковушка начинает пахнуть древним КАМАЗом. Вдобавок эта операция требует большого опыта: нужно грамотно «обдурить» программу управления, чтобы та не докучала сообщениями о всяческих ошибках. С другой стороны, оставленный сажевый фильтр будет быстрее забиваться (даже с хорошим софтом интервалы его регенерации сокращаются). А значит, в нем быстрее скопится критическая масса отложений, остающихся после прожигания сажи.
Из-за увеличения потока отработавших газов раньше забьется и нейтрализатор бензинового двигателя. И это с грамотно составленной программой. А дешевый софт может и вовсе привести к быстрому оплавлению сот нейтрализатора. Поэтому крупные зарубежные фирмы вообще не трогают экологические системы двигателя. Ведь они делают софт для глобального рынка, а нормы выбросов вредных веществ во многих странах довольно суровы.
Двигатель
У любого двигателя вследствие повышенной нагрузки раньше наступает момент общей усталости. Растет износ цилиндропоршневой группы, вкладышей, цепей ГРМ и остальных элементов, которые страдают на стоковом моторе. Дешевые прошивки значительно повышают риск детонации из-за неполноценной подстройки топливоподачи. Наибольшие разрушения связаны обычно с чрезмерным обеднением топливовоздушной смеси.
Турбокомпрессор
Повышение давления наддува сильно влияет на здоровье турбокомпрессора. Любая турбина рассчитана на максимально допустимые обороты вала. При превышении этого порога либо начнется характерный и непоправимый износ крыльчаток, либо спасует система смазки, из-за чего при чрезмерных оборотах вала может возникать масляное голодание, имеющее разрушительные последствия. В некоторых случаях от перегрева заклинивает вал, а в других — разрушаются масляные уплотнения. И турбина умирает.
Коробка передач
У механики первым делом сокращается ресурс сцепления. А если водитель любит участвовать в светофорных гонках, сдается и начинка — синхронизаторы, шестерни, подшипники.
Роботизированные коробки, конструктивно схожие с обычной механикой, страдают примерно так же. Ресурс двойного сцепления (сухого или мокрого) снижается в среднем раза в полтора. Из-за активных стартов с места быстро умирают не только шестерни и подшипники, но и корпусы дифференциалов. Тюнинговый софт не вредит здоровью лишь мехатроников.
У автоматов при превышении допустимого момента не хватает давления в пакетах фрикционов, чтобы его выдерживать. Они начинают активнее пробуксовывать, и продукты износа быстро убивают остальные элементы коробки.
Частные консультации
Трудно назвать даже примерно, насколько снижается ресурс узлов и агрегатов после чип-тюнинга, – многое зависит от конкретной пары мотор/коробка. Хватает примеров из реальной жизни, когда удачные агрегаты «на стероидах» живут долго и счастливо — правда, при адекватной эксплуатации и грамотном уходе. Мероприятия, желательные для обычного автомобиля, критически важны для пережившего чип-тюнинг: замена технических жидкостей с сокращенным интервалом, сезонная проверка состояния радиаторов, использование качественных расходников и масел.
Среди фольксвагеновских моторов, которым чип-тюнинг полезен, отмечают, например, упомянутый выше бензиновый 2.0 TSI (220 л.с.) и дизель 3.0 TDI. Плохо переносит перенастройку парочка двигателей с двойным наддувом: 1.4 TSI предыдущего поколения (150 л.с.) и 2.0 TDI (224 л.с.). Из этих моторов уже в штатном варианте выжаты все соки.
Если вы решились на чип-тюнинг, советую отдать предпочтение именитым фирмам. У каждой свой особенный подход, наработки и софт. Не стесняйтесь проявлять дотошность, расспрашивая специалистов, поизучайте отзывы автовладельцев. Одни фирмы предлагают действительно универсальные прошивки, позволяющие комфортно передвигаться в любых условиях, другие концентрируются на максимальной отдаче на треке — а это значит, что добавится дискомфорта при движении по городу.
Качественные программы обходятся обычно не дешевле 30 000 рублей. Честные конторы сразу предупреждают обо всех рисках и просят подписать соответствующую бумагу в подтверждение того, что клиент о них осведомлен. Грамотные сервисмены всегда выполняют входную диагностику автомобиля, проверяя состояние двигателя и коробки передач. Вдобавок они предоставляют клиенту возможность в течение 30 дней отказаться от программы и получить назад свои деньги.
Семь раз отмерь
Крупные чип-тюнинговые фирмы очень серьезно подходят к проверке разработанного ими софта. Например, американские компании тратят на стендовые испытания (на динамометрических стендах) автомобилей с новыми прошивками лишь пятую часть времени, а остальное приходится на дорожные тесты. При этом используют ресурсы своих дилеров по всему миру, в том числе и в России, и в итоге подготавливают несколько прошивок — для разных рынков, с учетом местных особенностей эксплуатации машин.
Благодарим за помощь в подготовке материала компанию APR Russia.
kolebcev › Blog › Поговорим про Чип-тюнинг, Чип-тюнинг (прошивка) авто своими руками.
Здравствуйте, хочу Вам рассказать о Чип-тюнинге. Начну с того, что чиповать атмосферный двигатель, себе дороже станет. На заводе по Вашему школьники работают? Да, после чиповки машина станет по бодрее, а Вы не задумывались чем Вам придется за это пожертвовать. Заводская прошивка -это баланс мощности и ресурса двигателя, а также она способна переварить не качественный бензин. Любые изменения для получения мощности непосредственно скажутся на ресурсе ДВС. Заводская прошивка прогоняется на стендах в разных температурных режимах, и соответственно калибруется. А все прошивки из подворотни это простая попытка развести неопытного “наездника” на деньги. Запомните, “Ничто не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда, только лишь переходит из одного состояния в другое”, — как-то так сформулировал Альберт Эйнштейн свой закон сохранения энергии (это вот как раз про расход бензина). Глупо от двигателя требовать отдачу на которую он не рассчитан.
Машина после прошивки станет ехать лучше, с этим нельзя поспорить, только мало кто знает почему, а те кто пишет прошивки держат ПРАВДУ в секрете. У них основная причина- это норму токсичности “Евро” .
На изменение динамики в прошивки есть несколько основных параметров:
1. Изменение открытия дроссельной заслонки по отношению к педали газа.
То есть, когда вы нажимаете педаль газа на 30%, то дроссельная заслонка после прошивки открывается на 50% (из-за этого явный подхват на низах, обычно после того как двигатель выходит на высокие обороты вся прибавка в мощности становится не заметной).
2. Смешение УОЗ (Угол опережения зажигания — угол поворота кривошипа от момента, при котором на свечу зажигания начинает подаваться напряжение для пробоя искрового промежутка до занятия поршнем верхней мёртвой точки). Безусловно, что это смещение УОЗ дает не слабую эффективность в прибавке мощности, но у этого смещения есть один важный недостаток. Для качественной прибавки мощности требуется хороший бензин.
На заводе УОЗ выставляют на среднее качество бензина, для того чтобы покупатели авто не стояли толпами в гарантийных сервисах из-за слышимой детонации и для того, чтобы мотор отходил заявленный ресурс.
Все прошивки для повышения мощности пишутся под высокооктановый бензин, поэтому заправившись “левого” бензина хозяин в несколько раз больше рискует попасть на дорогой ремонт.
Объясняю почему:
В прошивке есть два УОЗ:
а)Стандартный на всех режимах.
б) УЗО который корректируется датчиком детонации. Вот тут и наступает самая опасная “ловля” мощности.
Привожу пример.
На заводской прошивке УОЗ при 3000 об/м 32 градуса, если датчик считает детонацию, то он понизит УОЗ до БЕЗОПАСНЫХ 25 градусов (из-за этого ни какого звона вы не услышите, можете только почувствовать падение мощности).
На всех других прошивках которые дают мощность, УОЗ при наступлении детонации понижается с 32 до 29 градуса (при этом мощность частично сохраняется), но детонация делает свое дело. Вы скорее всего, ее на грамотных прошивка можете не услышать, из-за того что они пишутся как раз на звуковой гране, чтобы пользователи были довольны хорошей тягой авто на низах.
3. Правка карт смесеобразования. Многие начинаю хвастаться, что их любимое авто начало меньше “есть” бензина, но я больше чем уверен, что почти никто из тех кто “прошился” не знает, чем это все было достигнуто.
Надо знать самое важное, что обеднение горючей смеси надо производить в доступных приделах.
Чем беднее смесь, тем выше температура горения, тем больше вероятности для прогара клапанов и разрушения поршней.
В заводских прошивках всегда идеальное соотношение 14.7/1 , чем уже не может похвастаться прошивка на “коленке”.
Вот основные параметры которые влияют на динамику Вашего авто, и самое главное на его ресурс, а дальше Вам решать, нужно ли Вам “огород городить” или нет, ведь все может закончится в лучшем случае снижением ресурса, а в худшем
Вчера 29 марта 2016,ездил к оф.представителю Пауля, чиповали приору.
Как не странно мастер оказался очень грамотным и разговорчивым человеком. Из его разговора понял, что ни каких изменений в прошивки он не делает и нет такой возможности, все прошивки Паши защищены.
Для прошивки использует:
1. Openport 2.0 (Промышленный стандарт
адаптера J2534 для чип-тюнинга)-от 8 тыс/рубл.
2. Multi Flasher by Romik (загрузчик, предназначеный для чтения/записи flash- и eeprom-памяти (чип-тюнинга) автомобильных ЭБУ. В качестве адаптера можно использовать любое устройство, поддерживающее стандарт J2534, например, OpenPort 2.0 фирмы Tactrix. Перед записью, и после чтения, производится проверка структуры прошивки, и контрольных сумм, при необходимости — пересчёт. Это позволяет застраховаться от записи в блок некорректной прошивки, или удостовериться в правильности чтения. Имеется функция считывания, расшифровки, и сброса ошибок, с возможностью самостоятельно добавлять и редактировать их описания)-от100 до 200 USD за модуль.
3.Любая прошивка(можно купить на многих сайтах), можно стать оф.представителем Паши за небольшие взносы.
.
И в итоге имея стартовый капитал можно долго и успешно занимать прошивкой авто без каких либо знаний, и на всех углах кричать о пользе и супер мощности скрытой в ДВС из-за Евро норм_))
Мы прошили у него авто, в итоге получили “те же яйца, только в профиль”. Ни какой прибавки мощности не стало, а вот в кармане ощущение на несколько тысяч меньше.
ИТОГ: Алхимия по генерации рублей из воздуха работает на все 100%, все безработные подключайтесь_)))
Почему продавая прошивку, тоже паулюс или ледокол, не прикладывает к ней графики ? простой заезд 10 -20 секунд, разгон до 100км на 100% дросселе ? всего то нужно нарисовать оборот и литры в час от времени . до и после . и показать человеку … чтобы тот увидел, как за 5% ускорения он заплатит 20% расхода . и потом подумает — а надо ему такое творчество?