Йога и психика

Йога и психика

Психология и/или йога

Древняя индийская практика давно и прочно вошла в число модных увлечений, из-за чего нередко попадает в единый смысловой ряд с диетами, бассейнами, кошкотерапией и психологами. Отсюда дежурный вопрос: так что же «лучше помогает»? Складывается впечатление, что йогой не занимается только ленивый. Все, все, все – от Дэвида Духовны и Кейт Мосс до президента Дмитрия Медведева и доброго десятка девчонок из соседнего двора – с упоением рассказывают о том, как они просветляются, оздоравливаются и обогащаются, посвящая редкие часы досуга мантрам и асанам. А кто признается, что жить не может без любимого психотерапевта? Как говорится, почувствуйте разницу.

О МОДЕ И ПРОСВЕТЛЕННЫХ СОБАЧКАХ

Вообще-то йога пришла к европейцам довольно поздно: одним из первых интерес к ней проявил Артур Шопенгауэр, который водрузил на письменный стол статуэтку Будды, назвал пуделя Атманом и решил изучать Упанишады. Но если разбираться в том, как именно счастье несет в себе природу страдания, были готовы лишь ученые умы, то приобщиться к «сверхъестественной» оздоровительной системе пожелали многие. После того как Свами Вивекананда выступил в 1893 году на Всемирном парламенте религий в Чикаго, школы йоги стали множиться со скоростью света и не потеряли своей популярности по сей день. Да что там не потеряли! Гонимая и непризнанная в СССР, на постсоветском пространстве йога трансформировалась в индустрию, в рамках которой всякий уважающий себя фитнес-клуб (и танцевальная школа тоже) почитает за правило включить в расписание соответствующий класс, а любое турагентство – йога-туры. Бывают и вовсе курьезные истории. Так, например, пять лет назад техасский фотограф Дэн Боррис сделал первую работу для серии «Йога-собаки». Терьер, раскорячившийся в асане, имел у публики столь очевидный успех, что сегодня альбомы и календари с изображениями йога-котят и йога-щенков расходятся сумасшедшими тиражами. Почему? Да потому, что многие искренне верят: с помощью эзотерической практики даже животное способно достичь самадхи (высшей степени развития души, к которой стремится каждый йог; дойти до нее означает, что нечто божественное слышит йога и мироздание показывает ему и его самого как частичку божества, сотворившего весь этот мир, и сам мир в его многообразии и красоте).

«Йога – путь духовного совершенства и единения духа и тела, – напоминает научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Федорович, – и с этой точки зрения собаки никак не могут заниматься йогой, да и “разум успокаивать” тоже. Они просто проводят время со своими хозяевами, а умея адаптироваться к разным условиям совместного досуга, преуспевают и тут. В целом это коммерческий развод и благоглупость».

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Искать их можно до бесконечности, до бесконечности же увязая в деталях. Но первое, что бросается в глаза, – и йога, и психология – области знаний, требующие глубокого детального изучения. Но, как это бывает с дисциплинами, точкой приложения которых является человек, трактовки, домыслы (в этом формате неизбежные) довольно скоро обрастают мифологией. И если самое распространенное заблуждение, касающееся психотерапии, гласит, что «к психологу ходят психи», то миф о йоге звучит примерно так: если уж заниматься, то с целью достичь духовного роста. Ну а поскольку в индуизме, буддизме и прочих родственных религиях наша жизнь на земле – промежуточный этап, то задача практикующих йогу – просветлиться настолько, чтобы получить возможность больше в земную ссылку не отправляться.

По мнению одного из самых авторитетных на сегодня учителей Беллура Кришнамачара Сундарараджи Айенгара, определение йоги как «пути слияния индивидуальной души с абсолютом» слишком трудно для понимания современного человека, а потому он предпочитает формулировку «пути единения тела с умом, а ума с душой». И конечной целью здесь будет не просветление, а душевная гармония. Как и в психотерапии.

«Не нужно делать различий, говоря, что вы занимаетесь правильной йогой, а кто-то другой неправильной, – пишет Айенгар в своей знаменитой работе “Древо йоги”. – Йога едина, как един мир и люди, в нем живущие. Вы считаете себя русским или американцем только потому, что родились в России или в Америке, я индиец, потому что родился в Индии, но между нами как между человеческими существами нет различий. Так и с йогой – одни выбирают путь для самореализации, другие для здоровья».

Подобно тому как в психологии не существует запрета на те или иные эмоции, йогины развенчивают миф, что практикующие непременно должны быть благостными и невозмутимыми.

«Согласно древней традиции, общество разделялось на четыре касты: брамины (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (слуги). Эти касты существуют в нашем подсознании, воплощая четыре состояния ума, – читаем у Айенгара. – Чтобы чему-то научиться, новичок должен работать в поте лица – это качество шудры. Когда человек немного набирается опыта, он нередко начинает обращать всех в свою веру, – это качество торговца. Становясь еще более опытным, он вступает в конкуренцию (качество кшатрия), когда же он познает суть предмета, он извлекает из своих занятий духовное удовольствие (прерогатива брамина)».

Психологи рассматривают человека в его целостности. Гештальттерапевты – в единстве эмоций, мышления и поведения, находящихся во взаимодействии с окружающим миром. Телесно-ориентированные терапевты полагают, что глубинные психические травмы эффективнее лечить, воздействуя на телесные процессы. С точки зрения йоги, умственных страданий в чистом виде не бывает: ум – это телесное в его наитончайшем проявлении, тело – это манифестация ума. Влечение, отвращение, страх – это психонейробиохимические переживания. А потому йога – прежде всего практика, метод изучения самого себя, который совершенствует тело, успокаивает ум и приводит к покою души, а душевная гармония, по йогической традиции, и есть суть нашего существа.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

Может ли йога дополнить психологию? А психология – йогу? Или, если заниаешься йогой, психология уже и ни к чему?

Цели этих областей знаний во многом схожи: понять, почему человек поступает так, а не иначе, и сделать так, чтобы его психика развивалась гармонично и по возможности без заскоков. Но йога – это больше чем система оздоровления и больше чем наука. Это способ обрести мировоззрение, и никак не меньше. Как раз та самая ступенька, которой не хватает психологии, чтобы столь же прочно завладеть умами своих адептов. Вот потому-то интерес психологов к йоге носит не только умозрительный характер.

По мнению гештальттерапевта и практика йоги Льва Черняева, корни популярности индийской практики в современном обществе лучше искать в ее индивидуалистичности: «В отличие от многих направлений психологии, например коучинга и бихевиористики, йога не ставит никаких задач и не имеет маркеров успеха. Йогой можно заниматься в свое удовольствие, достаточно коврика и самого себя. Физические упражнения, дыхание и медитация – все это очень личный проект, в котором нет и не может быть доминант. В одном из первых классических текстов “Йога-сутры” Патанджали говорится: “Йога есть удержание материи мысли от возмущения”. Это значит, что вы учитесь владеть своими эмоциями, не зацикливаетесь на негативных мыслях и переживаниях. Вы учитесь не думать о белой обезьяне… Как раз то, что нужно в нашей полной беспокойства и стрессов жизни».

Йога очень психологична. Леность, сомнения, апатия, ложное восприятие, неуспех в сосредоточении, скорбь – эти переживания в древних текстах называются «неправильными знаниями», тем, что мешает йогинам достигать своего. Зато «правильные знания» – это дружба, милосердие, спокойствие, радость.

«Йога закладывает другой способ мышления, позволяющий увидеть себя со стороны: в контакте с людьми, наедине с собой, в воодушевлении и в расстроенных чувствах, – продолжает Лев Черняев. – Она дает своего рода метапозицию по отношению к происходящему».

Несмотря на некоторую разницу в методологии и философии, йога и психология имеют одну и ту же точку приложения – человека. Точнее – его душу (или пусть будет психика – этимология слова все равно та же самая). По большому счету, совершенно неважно, какой путь выбрать для себя – лишь бы он вел к вершинам, а не на дно, и приносил счастье и покой, а не смятение и горе.

А раз оба пути имеют полное право на существование, вопрос лишь в том, какую из дисциплин и какой стиль занятий читатель считает более близкими для себя по духу: ашрам в Индии с восточным колоритом или кабинет психотерапевта с привычной западной сдержанностью. Основное замечание – нужно иметь четкое представление о том, чего же вы в итоге хотите добиться. И, кроме того, никто не отменял здравого смысла: фанатизм и чрезмерное рвение одинаково плохи, какой бы точка приложения у них ни была.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Римма Умярова,
смехотерапевт

СМЕХО-ХО-ТЕРАПИЯ

В 1995 году в Индии появилась йога смеха. Официально Россию с этим направлением познакомил в 2008 году Себастьян Джендри, который провел сертификационную программу в Москве. К большому сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это направление не получило такого широкого распространения, как во всем мире.

Йога смеха – это одно из направлений современной смехотерапии. От йоги она достаточно далека, здесь вы не найдете асан и медитации. В йогу смеха входят дыхательная гимнастика, телесные и игровые упражнения (например, ученики выполняют ряд движений, произнося при этом «хо-хо» и «ха-ха»). Это все служит задаче подготовки организма к естественному смеху. Мы смеемся не над шутками и анекдотами без повода, потому что смех в группе заразителен.

Во время естественного смеха мозг работает в альфа-ритме. Примечательно, что это ритм вхождения в медитацию. В отличие от бета-ритма – ритма борьбы и бегства, создающих стресс, в котором живет современный городской житель. Как известно, при смехе выделяются бета-эндорфины – «гормоны радости», улучшающие работу иммунной и сердечно-сосудистой систем, снижается уровень гормонов стресса, происходит релаксация. Включается естественная саморегуляция, наступает восстановление после напряжений и перегрузок. Однако стоит помнить о том, что есть некоторые противопоказания к занятиям йогой смеха. Это опущение органов, состояния после операций, недавно перенесенный инфаркт, тяжелые заболевания глаз.

АСАНЫ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

ШАВАСАНА. Достижения в этой асане приравниваются к достижениям в целом от практических занятий хатха-йогой. Цель шавасаны – отдых и полное расслабление.

ПОЛОЖЕНИЕ – ЛЕЖА НА СПИНЕ. Руки вытянуты вдоль тела, но тела не касаются. Ноги вытянуты и немного разведены в стороны. Глаза закрыты. Расслабьте все мышцы тела, начиная с мышц рук, затем ног, ягодицы, поясницы, живота, спины, груди и мышцы плечевого пояса. Затем расслабьте мышцы шеи, лица и язык. И последними расслабьте глаза. При выходе из шавасаны сделайте глубокий вдох и потянитесь, напрягая все мышцы в том же порядке.

ПАДМАСАНА, ИЛИ ПРЕСТОЛ ЛОТОСА. Одна из основных поз медитации в йоге. Является базовой основой для любых комплексов.

ПОЛОЖЕНИЕ – СИДЯ. Одна нога находится на вершине противоположного бедра, пятка близко к животу. Другая нога помещается на противоположном бедре симметрично.

КОЛЕНИ КАСАЮТСЯ ЗЕМЛИ. Туловище находится в равновесии, с прямым позвоночником. Туловище расположено по центру, над бедрами. Язык опирается на небо. Руки могут лежать на коленях с применением мудры. Руки расслаблены, слегка согнуты в локтях. Положение должно быть естественным и комфортным, без каких-либо резких болей.

Читать еще:  Боли в мышцах рук: причины и лечение

Влияние хатха-йоги на психическое состояние

Попадая на занятие по хатха-йоге, многие люди получают приподнятое состояние, а бывает, что «необычное» и «интересное».

Эти состояния могут:

  1. Возникать на тренировке и быстро заканчиваться;
  2. Держаться постэффектом – в течение примерно 48 часов;
  3. Возникать потом уже независимо от тренировок.

«Направленность» и интенсивность этих состояний зависит от:

  1. методики построения занятия;
  2. конституции человека, в том числе особенностей нервной и эндокринной системы;
  3. предпочтительной сенсорной модальности человека (кинестетик, визуал и т.д.);
  4. отношения человека к этим ощущениям.

Факторы же самого занятия, создающие эти состояния, таковы:

1. Фактор интенсивной нагрузки (адаптационный)

В зависимости от общего объема «затратной» активности (пассивная растяжка не в счет) и применения специальных «возбуждающих» упражнений, у человека повышается тонус симпатоадреналовой системы, за которым следует выброс гормонов. Это «встряхивает» организм, повышает его «общий тонус». Эффект от «адаптационного стресса» длится примерно 48 часов. Для восстановления «потренированной» мускулатуры организм тратит силы, отчего поначалу человек может чувствовать себя уставшим. Но постепенно весь организм в целом таким образом тренируется и человек чувствует себя лучше «по жизни».

При грамотно построенной тренировке, человек не чувствует после нее общей усталости, а наоборот, приподнятость.

В значительной степени этому способствует расслабление в конце занятия, в результате которого организм сразу эффективно переходит в режим «восстановления».

Если же расслабление не выполняется, или выполнялось недостаточно, или занятие было слишком динамичным и содержащим много элементов, повышающих симпатоадреналовый тонус, то «нервно-гормональная буря», как правило, не успокаивается адекватно и человек находится в возбужденном состоянии. Оно тоже может субъективно трактоваться как приподнятость, но отличается неадекватностью реакций, движений, стилем общения с окружающими, что хорошо заметно со стороны.

С другой стороны, если занятие состоит из растяжки без силовой компоненты, то общий адаптационный («физкультурно-встряхивающий») эффект будет выражен гораздо слабее.

Если же занятие вообще проходит под эгидой «медитативного релакса», адаптационный эффект будет выражен слабо.

Таким образом, адаптационный фактор повышает общий тонус организма, и зависит от корректного сочетания возбуждающих, силовых и расслабляющих техник. При этом также важна частота тренировок и отдыха. При частых силовых тренировках организм не будет успевать восстанавливаться.

Адаптационный фактор создает состояние жизненного тонуса и общей приподнятости.

Заметим, что жизненный тонус – достояние здорового организма, и может иметь место у человека, не занимающегося йогой вообще, либо у того, кто благодаря практике обрел хорошее здоровье. Таким образом, после одного или нескольких лет практики «адаптивной хатха-йоги» человек должен чувствовать себя имеющим хороший «общий тонус» в течение нескольких месяцев, вообще почти не занимаясь никакой физкультурной практикой. Или несколько лет, занимаясь с меньшей интенсивностью, чем в «ударный период».

2. Фактор стимуляции «блока общего тонуса мозга»

Высшая психическая деятельность, которая и делает нас Людьми, происходит за счет активации нейронных связей в «высшей» коре. Чтобы эти связи активировались, к «высшим» клеткам подходят специальные нервные пути от ствола мозга и других подкорковых структур. Это называется активирующей (или модулирующей) системой мозга.

В процессе практики хатха-йоги сильно стимулируется множество рецепторов по всему телу, и ствол мозга и другие активирующие структуры получают непривычное для них множество интенсивных сигналов. Это временно повышает тонус активирующих структур. В результате происходит и тренировка способности мозга находиться в состоянии бодрствования.

Существует такие психофизиологические понятия – ширина сознания и локальный сон. Сознание может быть широким или узким. Широту сознания определяет количество каналов распространения локальной активации, модулирующей информационные сети нейронов. Чем больше задействовано локальных модуляторов, тем шире сознание. А если человек устал, часть модуляторов перестает поддерживать интенсивность – появляется невнимательность, сонливость и пр. Тренировка модулирующих систем мозга – эффективный способ стать бодрее по жизни.

3. Опиатный фактор

В процессе растяжки и статической силовой работы опиоидная система мозга производит выброс опиатов – эндорфинов, энефалинов и др. Называть их «гормонами счастья» не совсем адекватно, их назначение – обезболивающее. Термин «эндорфин» расшифровывается как «эндогенный морфин» – т.е., морфин, вырабатываемый организмом.

Эндогенные опиаты вырабатываются в безвредном количестве и оказывают эффект расслабления, удовлетворения, понижения тревожности.

Наибольший их выброс как раз возникает в результате продолжительной силовой статической нагрузки и медленной растяжки. Т.е. – потянули мышцу (связку) немного, затем больше, затем еще больше – и телу кажется, что его медленно рвут на части – отчего и происходит выброс опиоидов. При медленном наращивании растяжки происходит последовательное увеличение стимуляции рецепторов. Если же быстро принять самое предельное для себя положение, то эффект будет ниже.

У продолжающих практиков несколько понижена чувствительность рецепторов, но они могут медленно с усилием наращивать натяжение. Поэтому правильное выполнение растяжки дает эффект независимо от степени гибкости. И принятие телом особо сложных форм НЕ ПОВЫСИТ уровень опиатов в крови. Поэтому не стоит пытаться себя травмировать с целью получения большей дозы обезболивающих.

В йоге повышение уровня продукции опиатов достигается не только «физкультурной компонентой», но об это в другой статье.

По мере опыта практики активность опиоидной системы начинает закрепляться. Если у опытного физически здорового практика йоги часто наличествует неудовлетворенное состояние, то ответ надо искать, либо в некорректной методике занятий, либо в недостатке определенных аминокислот или других веществ, либо в мотивационной сфере.

4. Фактор нестандартности сферы анализа информации

Обычно сознание человека занято «обработкой» звуковых, визуальных образов и речевой информации. Как уже говорилось, в практике хатха-йоги мозг человека получает непривычно большое количество «телесной» информации.

Эта сфера информации является непривычной, и смещает внимание человека с привычных доминант (последние часто имеют избыточную интенсивность). В результате практики происходит снижение избыточной активности «обычных» психических доминант. Психика как бы «обновляется», повышается способность к саморегуляции психических процессов.

5. Фактор расширения сферы доминант внимания

Благодаря приведенному выше смещению сферы анализа информации в психике человека постепенно происходят два сильных процесса:

Первый процесс – некоторое «отстранение» «я» (самоотождествления) от привычных психических процессов – в основном, желаний и страхов. Это очень НЕПРИВЫЧНОЕ для многих людей состояние, которое иногда даже пугает.

Второй процесс – повышается «связь с телом». В отличие от другой информации, являющейся как бы «внешней» или «внутренней», телесная информация всегда «при нас». И регулярная практика хатха-йоги, особенно при соответствующей «работе с ощущениями» выводит внутренние телесные ощущения в сферу ПОСТОЯННОГО внимания человека.

Это внимание освободилось благодаря частичному уменьшению «прежних» доминант фиксации внимания.

Это повышает его возможности контроля психики.

Конечно, многие люди не согласны с тем, что они – это тело, но собственно это и не утверждалось. Еще раз акцентирую внимание на идее – повышение связи с телом дает «самоидентификации» точку отсчета, по отношению к которой остальные психические процессы можно описать как внешние, которые можно контролировать. Что собственно и является одной из главных целей йоги.

6. Фактор отношения человека к практике

Нередко бывает, когда человек делает из самой идеи практики хатха-йоги, или новых ощущений чрезмерно сильную доминанту, которая способствуют генерации идей «озабоченности» и «привязанности» с разными эмоциональными вариациями.

Пример – многие занимающиеся йогой говорят о повышении уровня энергии, хотя по факту их уровень бодрости может быть ниже, чем у посетителя тренажерного зала, которые вообще на этом почти не акцентируются. И этот акцент на уровне энергии может занимать в сознании значимую часть, отнимая возможность фокуса на других сторонах жизни, тогда как эффект от такого акцента явно того не стоит.

Делать этого не надо. Не стоит забывать о здравом смысле. Йога – для человека, а не человек – для йоги.

Стоит привести идею «большого скачка». Когда человеку не нравиься его жизнь, ему хочется чтобы все быстро поменялось, и он оказался в другой картине жизни, совершил «скачок». И иногда людям кажется, что йога может быть средством для этого. Но желание «большого скачка» означает, что человек уже глубоко зашел в неприятии окружающей реальности. И его психика начинает обрабатывать все больше не реальную картину мира, а придуманную. И развитие в реальности заменяется развитием в придуманном мире.

Конструктивным будет оценка объективных изменений – т.е. что практика йоги дает РЕАЛЬНО, а не «предположительно».

Также см. об этом вопросе см. в статье Отношение к хатха-йоге.

SmartYoga: йога для здоровья и йогатерапия в Москве

Блог Лии Воловой: ЛФК и йога индивидуально, малые группы

Йога при депрессии ослабляет симптомы биполярного аффективного расстройства психики

Google
Сегодня обнаружила отчет об очередном медицинском исследовании терапевтических возможностей йоги. Тема – биполярное аффективное расстройство психики. То, что йога может лечить депрессию, известно давно. Но если уж у человека диагностировано биполярное расстройство, речь идет не просто о склонности к депрессии, а о разрушительных перепадах настроения от суицидального до маниакально-эйфорического и обратно. Депрессивная фаза, как правило, имеет более длительный характер. Так вот: некоторые пациенты, у которых диагностировано биполярное аффективное расстройство психики, утверждают, что йога при депрессии оказывает ярко выраженное успокаивающее воздействие, помогает лечить депрессию и в целом смягчает симптомы биполярности.

Нужно сразу отметить, что в русскоязычной части мира такой диагноз, как биполярное аффективное расстройство психики, ставится редко. Да и лечить депрессию было не принято, депрессия долгое время за болезнь не считалась, а рассматривалась, скорее, как дурной характер, а в случаях с молодыми людьми – как следствие плохого воспитания.

Поэтому лечить депрессию долгое время даже не пытались. А в судьбах конкретных людей эта тенденция пренебрежения здоровьем психики в государственном масштабе приводила и приводит к разбитым жизням и ужасающим цифрам статистики по суициду. К счастью, в последние годы ситуация потихоньку изменяется к лучшему, в нашей стране начали признавать и даже лечить депрессию. Но о биполярном аффективном расстройстве психики до сих пор слышно мало, хотя страдают им многие. Особенно подвержены биполярности подростки, молодые люди и женщины в период менопаузы. К сожалению, о пользе йоги при депрессии им известно еще меньше.

Чем опасно биполярное аффективное расстройство психики?

Аномальные перепады в настроении зачастую полностью разрушают повседневную жизнь человека, катастрофически понижают его способность к конструктивной социальной жизни. Рушатся семейные связи и личные отношения, места работы меняются одно за другим, с каждым разом еще больше понижая самооценку. Не удивительно, что депрессивные периоды становятся все глубже и опаснее для здоровья и даже жизни, доводя человека до полного упадка душевных и физических сил, а иногда и до самоубийства. Поэтому лечить депрессию необходимо!

С другой стороны, во время маниакальной фазы человек мало спит, у него всплеск энергии, он полон лихорадочной активности, чувствует себя непобедимым, ставит перед собой нереальные цели. Рискованное сексуальное и/или финансовое поведение – еще один спутник биполярного аффективного расстройства психики. Другие мрачные спутники этого заболевания – алкогольная и наркотическая зависимость, они могут быть как стимулом к его развитию, так и следствием, отчаянной попыткой выбраться из безнадежной трясины депрессии.

Биполярное аффективное расстройство психики – шестой пункт в списке причин инвалидности во всем мире! Будьте внимательны к своим близким и друзьям. Возможно, от вашей бдительности зависит чья-то жизнь!

Читать еще:  Как различить ложное чувство голода от настоящего в чем причины ложного голода Как справиться с ложным голодом

Йога при депрессии: личный опыт пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством психики

Но вернемся к исследованию о возможностях йоги при депрессии, о воздействии йоги на пациентов, у которых диагностировано биполярное аффективное расстройство психики. Хорошо известно, что даже длительная терапия далеко не всегда в состоянии справиться с экстремальными перепадами настроения. А по результатам упомянутого исследования, некоторые пациенты, которым удалось обуздать перепады настроения, связывают достигнутый результат с занятиями йогой. Это исследование влияния йоги при депрессии проведено в Brown University (Providence, RI).

Пациенты, заметившие на себе позитивное воздействие йоги при депрессии на психику, практиковали йогу системно, включая упражнения как для психического, так и для физического здоровья. Именно системный подход оказал себя способным лечить депрессию и возымел успокаивающий эффект на их нервную систему, измученную метанием между разными фазами заболевания, между крайностями настроения и самочувствия, приливами энергии и полного упадка жизненных сил.

На самом деле это был, скорее, опрос, чем исследование. Но выводы, тем не менее, интересны и вдохновляют. Попробуем проанализировать.

Для исследования йоги при депрессии авторы взяли 86 человек – 11 мужчин и 75 женщин, из которых 70 полностью соответствуют критериям биполярного аффективного расстройства психики, остальные – частично. Все 86 человек занимаются йогой. Около 40 процентов принимают лекарства, пытаясь взять под контроль симптомы биполярности. Пациенты ответили на ряд вопросов о своей жизни, особенностях расстройства психики и их опыте в йоге.

В среднем эти люди практикуют йогу на протяжении 6 лет, занимаясь с инструктором дважды в неделю и трижды – самостоятельно. Большинство занимаются хатха-йогой. Нужно сказать, что это совершенно закономерно, ведь хатха «стоит на трех китах»: дыхательные техники, физические позы и упражнения, медитация. Именно эти три столпа и образуют системный подход, который способен лечить депрессию.

Большинство пациентов признали, что йога при депрессии помогает им совладать с основными симптомами биполярного аффективного расстройства психики. Пятнадцать процентов из числа всех пациентов, принявших участие в опросе, заявили, что йога при депрессии изменила их жизнь к лучшему. У двадцати процентов улучшилась внимательность и способность к сосредоточению, концентрации внимания. Двадцать девять человек отметили улучшение в эмоциональный сфере, прежде всего снижение тревожности. Девятнадцать человек отчитались о положительных эффектах в своем физическом состоянии, таких как снижение веса и улучшение сна.

Все эти следствия занятий йогой при депрессии совершенно естественны и закономерны. Если вам приходилось заниматься йогой для снятия стресса, для улучшения сна, для похудения, то вам тоже наверняка знакомы эти эффекты.

Но кое-кто отмечал и негативные моменты, которые спровоцировала практика йоги при депрессии. Эти моменты не менее естественны и закономерны. К таковым некоторые участники опроса отнесли физические травмы, боль в мышцах и гипервентиляцию легких. Однако грамотная практика йоги зиждется на самом трепетном отношении к технике выполнения асан, что позволяет избежать травм. Боль вообще неприемлема, ибо есть второе незыблемое правило: каждый раз мы занимаемся с полной самоотдачей, но никогда не переходим тех границ, которые нам сегодня, в конкретный день и час, устанавливает тело. Гипервентиляция тоже является следствием неумелой практики пранаям (дыхательных упражнений), почитайте об этом здесь.

Люди, которые занимались Бикрам-йогой (горячая йога в условиях повышенной влажности), жаловались, что им было слишком жарко. Ну, здесь биполярное аффективное расстройство психики, возможно, и ни при чем. Мне, например, Бикрам-йога вообще кажется вредной и опасной для подавляющего большинства людей. Нужно также учесть, что некоторые люди с симптомами биполярности принимают антипсихотические препараты (психотропные препараты, или нейролептики) и особенно тяжело переносят жару.

Пятеро опрошенных заявили, что практика йоги, наоборот, увеличила чувство беспокойства, повысила тревожность, вызвала вялость и даже усилила депрессию. К сожалению, опубликованные данные недостаточно подробны, чтобы можно было понять, почему так произошло. Скорее всего, люди занимались неподходящим для их физического и психического состояния стилем йоги.

В своей практике йогатерапевта и инструктора йоги я всегда учитываю так называемый «вегетативный паспорт» каждого практикующего — преобладающий тонус вегетативной нервной системы. Если симпатотоник начнет заниматься динамичной, интенсивной практикой йоги, не компенсируя ее дыхательными техниками и асанами, противоположными по действию на вегетативную нервную систему, то его тревожность, безусловно, увеличится. И наоборот, если ваготоник будет практиковать такие унилатеральные дыхательные техники, как Чандра Нади и Чандра Бхедана, то вялость усилится.

И, наконец, восемь пациентов признались, что йога, как минимум, один раз отрицательно сказалась на их состоянии, усилив симптомы биполярного аффективного расстройства психики. Но согласитесь, что один случай на протяжении, в среднем, шести лет занятий не может ничего ни доказать, ни опровергнуть. Причины ухудшения состояния могли и не иметь отношения к йоге.

Я бы посоветовала в такой ситуации сразу же, вместе с инструктором проанализировать, какая асана или упражнение в комплексе йоги при депрессии и почему могли оказать негативное воздействие, чтобы скорректировать дальнейшую практику. Лечить депрессию, а уж тем более биполярное аффективное расстройство психики, — это задача не из простых, нужно искать свой подход к каждому человеку и разрабатывать индивидуальную практику йоги при депрессии. И не думайте, что один раз разработали – и все, годами работаем по одной и той же схеме. Человек меняется, его психическое и физическое состояние – тоже, и практика йоги должна меняться вместе с ним.

Как настроить йогу «под себя»? Персональные консультации по построению индивидуальной практики йоги с учетом:► Вашего состояния здоровья;

► необходимого терапевтического воздействия;

► индивидуальных потребностей в коррекции веса и фигуры.

Зато большинство пациентов однозначно заявило, что йога при депрессии помогает им сосредоточиться на настоящем моменте, ощутить в этом моменте спокойствие, жить здесь и сейчас, снять зацикленность на прошлом и беспокойство о будущем. А если вы пытались когда-нибудь лечить депрессию или хотя бы снять стрессовое состояние, то прекрасно понимаете, как это важно.

Результаты исследования опубликованы в Journal of Psychiatric Practice, в сентябре 2014 года. Хотелось бы надеяться, что исследования ученых и медиков в этом направлении продолжатся и не только констатируют положительное воздействие йоги при депрессии на биполярное аффективное расстройство психики, не просто подтвердят, что йога помогает лечить депрессию, но и детально изучат и клинически подтвердят воздействие на психику конкретных асан, дыхательных и медитативных техник. А пока держим руку на пульсе медицинских новостей!

Подпишитесь на мою рассылку

и получайте новые выпуски блога сразу в свой электронный ящик!

Психология и/или йога

Древняя индийская практика давно и прочно вошла в число модных увлечений, из-за чего нередко попадает в единый смысловой ряд с диетами, бассейнами, кошкотерапией и психологами. Отсюда дежурный вопрос: так что же «лучше помогает»? Складывается впечатление, что йогой не занимается только ленивый. Все, все, все – от Дэвида Духовны и Кейт Мосс до президента Дмитрия Медведева и доброго десятка девчонок из соседнего двора – с упоением рассказывают о том, как они просветляются, оздоравливаются и обогащаются, посвящая редкие часы досуга мантрам и асанам. А кто признается, что жить не может без любимого психотерапевта? Как говорится, почувствуйте разницу.

О МОДЕ И ПРОСВЕТЛЕННЫХ СОБАЧКАХ

Вообще-то йога пришла к европейцам довольно поздно: одним из первых интерес к ней проявил Артур Шопенгауэр, который водрузил на письменный стол статуэтку Будды, назвал пуделя Атманом и решил изучать Упанишады. Но если разбираться в том, как именно счастье несет в себе природу страдания, были готовы лишь ученые умы, то приобщиться к «сверхъестественной» оздоровительной системе пожелали многие. После того как Свами Вивекананда выступил в 1893 году на Всемирном парламенте религий в Чикаго, школы йоги стали множиться со скоростью света и не потеряли своей популярности по сей день. Да что там не потеряли! Гонимая и непризнанная в СССР, на постсоветском пространстве йога трансформировалась в индустрию, в рамках которой всякий уважающий себя фитнес-клуб (и танцевальная школа тоже) почитает за правило включить в расписание соответствующий класс, а любое турагентство – йога-туры. Бывают и вовсе курьезные истории. Так, например, пять лет назад техасский фотограф Дэн Боррис сделал первую работу для серии «Йога-собаки». Терьер, раскорячившийся в асане, имел у публики столь очевидный успех, что сегодня альбомы и календари с изображениями йога-котят и йога-щенков расходятся сумасшедшими тиражами. Почему? Да потому, что многие искренне верят: с помощью эзотерической практики даже животное способно достичь самадхи (высшей степени развития души, к которой стремится каждый йог; дойти до нее означает, что нечто божественное слышит йога и мироздание показывает ему и его самого как частичку божества, сотворившего весь этот мир, и сам мир в его многообразии и красоте).

«Йога – путь духовного совершенства и единения духа и тела, – напоминает научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Федорович, – и с этой точки зрения собаки никак не могут заниматься йогой, да и “разум успокаивать” тоже. Они просто проводят время со своими хозяевами, а умея адаптироваться к разным условиям совместного досуга, преуспевают и тут. В целом это коммерческий развод и благоглупость».

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Искать их можно до бесконечности, до бесконечности же увязая в деталях. Но первое, что бросается в глаза, – и йога, и психология – области знаний, требующие глубокого детального изучения. Но, как это бывает с дисциплинами, точкой приложения которых является человек, трактовки, домыслы (в этом формате неизбежные) довольно скоро обрастают мифологией. И если самое распространенное заблуждение, касающееся психотерапии, гласит, что «к психологу ходят психи», то миф о йоге звучит примерно так: если уж заниматься, то с целью достичь духовного роста. Ну а поскольку в индуизме, буддизме и прочих родственных религиях наша жизнь на земле – промежуточный этап, то задача практикующих йогу – просветлиться настолько, чтобы получить возможность больше в земную ссылку не отправляться.

По мнению одного из самых авторитетных на сегодня учителей Беллура Кришнамачара Сундарараджи Айенгара, определение йоги как «пути слияния индивидуальной души с абсолютом» слишком трудно для понимания современного человека, а потому он предпочитает формулировку «пути единения тела с умом, а ума с душой». И конечной целью здесь будет не просветление, а душевная гармония. Как и в психотерапии.

«Не нужно делать различий, говоря, что вы занимаетесь правильной йогой, а кто-то другой неправильной, – пишет Айенгар в своей знаменитой работе “Древо йоги”. – Йога едина, как един мир и люди, в нем живущие. Вы считаете себя русским или американцем только потому, что родились в России или в Америке, я индиец, потому что родился в Индии, но между нами как между человеческими существами нет различий. Так и с йогой – одни выбирают путь для самореализации, другие для здоровья».

Подобно тому как в психологии не существует запрета на те или иные эмоции, йогины развенчивают миф, что практикующие непременно должны быть благостными и невозмутимыми.

«Согласно древней традиции, общество разделялось на четыре касты: брамины (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (слуги). Эти касты существуют в нашем подсознании, воплощая четыре состояния ума, – читаем у Айенгара. – Чтобы чему-то научиться, новичок должен работать в поте лица – это качество шудры. Когда человек немного набирается опыта, он нередко начинает обращать всех в свою веру, – это качество торговца. Становясь еще более опытным, он вступает в конкуренцию (качество кшатрия), когда же он познает суть предмета, он извлекает из своих занятий духовное удовольствие (прерогатива брамина)».

Психологи рассматривают человека в его целостности. Гештальттерапевты – в единстве эмоций, мышления и поведения, находящихся во взаимодействии с окружающим миром. Телесно-ориентированные терапевты полагают, что глубинные психические травмы эффективнее лечить, воздействуя на телесные процессы. С точки зрения йоги, умственных страданий в чистом виде не бывает: ум – это телесное в его наитончайшем проявлении, тело – это манифестация ума. Влечение, отвращение, страх – это психонейробиохимические переживания. А потому йога – прежде всего практика, метод изучения самого себя, который совершенствует тело, успокаивает ум и приводит к покою души, а душевная гармония, по йогической традиции, и есть суть нашего существа.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

Может ли йога дополнить психологию? А психология – йогу? Или, если заниаешься йогой, психология уже и ни к чему?

Цели этих областей знаний во многом схожи: понять, почему человек поступает так, а не иначе, и сделать так, чтобы его психика развивалась гармонично и по возможности без заскоков. Но йога – это больше чем система оздоровления и больше чем наука. Это способ обрести мировоззрение, и никак не меньше. Как раз та самая ступенька, которой не хватает психологии, чтобы столь же прочно завладеть умами своих адептов. Вот потому-то интерес психологов к йоге носит не только умозрительный характер.

По мнению гештальттерапевта и практика йоги Льва Черняева, корни популярности индийской практики в современном обществе лучше искать в ее индивидуалистичности: «В отличие от многих направлений психологии, например коучинга и бихевиористики, йога не ставит никаких задач и не имеет маркеров успеха. Йогой можно заниматься в свое удовольствие, достаточно коврика и самого себя. Физические упражнения, дыхание и медитация – все это очень личный проект, в котором нет и не может быть доминант. В одном из первых классических текстов “Йога-сутры” Патанджали говорится: “Йога есть удержание материи мысли от возмущения”. Это значит, что вы учитесь владеть своими эмоциями, не зацикливаетесь на негативных мыслях и переживаниях. Вы учитесь не думать о белой обезьяне… Как раз то, что нужно в нашей полной беспокойства и стрессов жизни».

Йога очень психологична. Леность, сомнения, апатия, ложное восприятие, неуспех в сосредоточении, скорбь – эти переживания в древних текстах называются «неправильными знаниями», тем, что мешает йогинам достигать своего. Зато «правильные знания» – это дружба, милосердие, спокойствие, радость.

«Йога закладывает другой способ мышления, позволяющий увидеть себя со стороны: в контакте с людьми, наедине с собой, в воодушевлении и в расстроенных чувствах, – продолжает Лев Черняев. – Она дает своего рода метапозицию по отношению к происходящему».

Несмотря на некоторую разницу в методологии и философии, йога и психология имеют одну и ту же точку приложения – человека. Точнее – его душу (или пусть будет психика – этимология слова все равно та же самая). По большому счету, совершенно неважно, какой путь выбрать для себя – лишь бы он вел к вершинам, а не на дно, и приносил счастье и покой, а не смятение и горе.

А раз оба пути имеют полное право на существование, вопрос лишь в том, какую из дисциплин и какой стиль занятий читатель считает более близкими для себя по духу: ашрам в Индии с восточным колоритом или кабинет психотерапевта с привычной западной сдержанностью. Основное замечание – нужно иметь четкое представление о том, чего же вы в итоге хотите добиться. И, кроме того, никто не отменял здравого смысла: фанатизм и чрезмерное рвение одинаково плохи, какой бы точка приложения у них ни была.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Римма Умярова,
смехотерапевт

СМЕХО-ХО-ТЕРАПИЯ

В 1995 году в Индии появилась йога смеха. Официально Россию с этим направлением познакомил в 2008 году Себастьян Джендри, который провел сертификационную программу в Москве. К большому сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это направление не получило такого широкого распространения, как во всем мире.

Йога смеха – это одно из направлений современной смехотерапии. От йоги она достаточно далека, здесь вы не найдете асан и медитации. В йогу смеха входят дыхательная гимнастика, телесные и игровые упражнения (например, ученики выполняют ряд движений, произнося при этом «хо-хо» и «ха-ха»). Это все служит задаче подготовки организма к естественному смеху. Мы смеемся не над шутками и анекдотами без повода, потому что смех в группе заразителен.

Во время естественного смеха мозг работает в альфа-ритме. Примечательно, что это ритм вхождения в медитацию. В отличие от бета-ритма – ритма борьбы и бегства, создающих стресс, в котором живет современный городской житель. Как известно, при смехе выделяются бета-эндорфины – «гормоны радости», улучшающие работу иммунной и сердечно-сосудистой систем, снижается уровень гормонов стресса, происходит релаксация. Включается естественная саморегуляция, наступает восстановление после напряжений и перегрузок. Однако стоит помнить о том, что есть некоторые противопоказания к занятиям йогой смеха. Это опущение органов, состояния после операций, недавно перенесенный инфаркт, тяжелые заболевания глаз.

АСАНЫ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

ШАВАСАНА. Достижения в этой асане приравниваются к достижениям в целом от практических занятий хатха-йогой. Цель шавасаны – отдых и полное расслабление.

ПОЛОЖЕНИЕ – ЛЕЖА НА СПИНЕ. Руки вытянуты вдоль тела, но тела не касаются. Ноги вытянуты и немного разведены в стороны. Глаза закрыты. Расслабьте все мышцы тела, начиная с мышц рук, затем ног, ягодицы, поясницы, живота, спины, груди и мышцы плечевого пояса. Затем расслабьте мышцы шеи, лица и язык. И последними расслабьте глаза. При выходе из шавасаны сделайте глубокий вдох и потянитесь, напрягая все мышцы в том же порядке.

ПАДМАСАНА, ИЛИ ПРЕСТОЛ ЛОТОСА. Одна из основных поз медитации в йоге. Является базовой основой для любых комплексов.

ПОЛОЖЕНИЕ – СИДЯ. Одна нога находится на вершине противоположного бедра, пятка близко к животу. Другая нога помещается на противоположном бедре симметрично.

КОЛЕНИ КАСАЮТСЯ ЗЕМЛИ. Туловище находится в равновесии, с прямым позвоночником. Туловище расположено по центру, над бедрами. Язык опирается на небо. Руки могут лежать на коленях с применением мудры. Руки расслаблены, слегка согнуты в локтях. Положение должно быть естественным и комфортным, без каких-либо резких болей.

Психолог Сергей Ключников

Консультация психолога, психологическая помощь,

коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.

+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07

Йога. Взгляд психолога. Чем полезна йога современному человеку

Йога – это понятие имеющее отношение к сфере духа. Йога зародилась в Индии, где люди очень пристально изучали свой собственный мир.. Какое отношение йога имеет к психологии? Казалось бы, никакого, но на самом деле, в индийской философии и в том числе в таком понятии как йога, психологическому строению человека придается огромное значение.

Чем йога может быть полезна в работе психолога и простому человеку?

Во-первых, тем, что она обучает нас управлять собой на разных уровнях – от телесного до духовного. Йога, например, блестяще обучает человека релаксации, помогает снимать мышечные зажимы, глубоко расслабляться, поскольку управление телом, и способность отключать в состоянии медитации телесные ощущения позволяет человеку включать более тонкие рецепторы сознания и лучше осваивать свой внутренний мир.

Во-вторых, осваивая йогу, мы с помощью расслабления включаем внутренние ресурсы организма. Йога делает психику более управляемой, а сознание более сильным, способным управлять. Именно в измененном состоянии сознания человек легко может внушить себе любую идею, вызвать из подсознания любой образ, позитивно влияющий на организм. Это очень благотворно влияет на внутреннее и внешнее состояние организма в целом. Йога пробуждает внутренние глубинные силы организма , его необъятные тонкие силы и скрытые ресурсы. Она способствует омолаживанию, активизации психики, настройке человека на творческую работу. Все это дает человеку возможность входить в так называемое состояние Поток или вдохновения. В этом состоянии человеку легче, не жели в обычном состоянии черпать силы для личностного развития, преодоления жизненных трудностей. Я например, советую многим своим клиентам заниматься йогой, что помогает им снимать стрессы, восстанавливать потери жизненной энергии, что нередко происходит с жителями городов.

Безусловно, речь не идет о том, чтобы уйти в ашрам, оторваться от мира, стать неким адептом религиозного толка. Человек, практикующий йогу для здоровья, восстановления жизненных сил, тренировки психики может быть вполне адекватным, современным человеком, но при этом он получает навык саморегуляции, управления собой, некий инструмент, позволяющей управлять собственной психикой, плохо управляемой в наше время. Современная жизнь очень растормаживает в человеке низшие инстинкты, включает деструктивные программы и человек не может сам справиться с давлением цивилизации. Если он займется йогой, то энергетика существенно вырастет, силы организма и психики увеличатся, благодаря чему он сможет легко справляться с любыми негативными воздействиями. Помимо релаксации, включается работа с собственным дыханием, человек, который правильно дышит, лучше себя чувствует, он менее подвержен давлению различных негативных психологических программ и влиянию психологических комплексов. Многие мышечные зажимы, которые держали на телесном уровне те или иные психологические блоки, они снимаются, а соответственно снимается и сама проблема.

Современный человек страдает снижением концентрации, дефицитом способности быть внимательным. Ему не хватает сил, чтобы сосредоточиться даже на самом важном деле, на том, что ему крайне необходимо, на том, что связано с его работой, выживанием, заботой о близких. Внимание человека сегодняшнего дня рассеянное и поверхностное, современная жизнь тяжела, идет огромное давление, одновременно множество стимулов, факторов, сигналов воздействуют на его сознание. Человек отвлекается на виртуальную реальность, которой раньше не было, а сейчас появилась. Эта виртуальная реальность требует много времени и вместе с преимуществами глобальная сеть принесла массу негативных моментов. Например, выяснилось, что человек длительное время проводящий за компьютером, постепенно становится невменяемым, неадекватным в современной жизни. Его нервная системаистощается, что проявляется в беспричинных всплесках негативных эмоций, появлении внутренних необъяснимых тревожных переживаний. Йога помогает регулировать и восстанавливать утраченный психологический баланс.

Многие психологи, те, кто занимаются стрессом, саморегуляцией, позитивными состояниями используют потенциал данный йогой. Это различного рода ментальные программы, связанные с работой над образом. В разных видах йоги существуют практики по концентрации на тех или иных символах, образах, предметах. Применяется также и запечатление их в сознании и мысленное вызывание, визуализация этих образов. Таким образом происходит вхождение человека в измененное состояние сознания с последующим решением духовно-психологических проблем с помощью такой визуализации. Современный человек может использовать эти образы, не становясь адептом какого- то восточного учения. Он может также с помощью визуализации программировать себя на те или иные действия и достижения, решить сложную проблему, вводить себя в позитивные состояния.

Подобная практика дисциплинирует психику и делает позитивные состояния более крепкими и устойчивыми. Использование потенциала йогических учений делает человека на порядок сильнее во всех смыслах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector