Методы преодоления стресса в спорте

Методы преодоления стресса в спорте

Как бороться со стрессом в спорте?

На тренировках вы чувствуете себя спокойно и уверенно, а во время соревнований вы становитесь подавленным ваши колени дрожат, а дыхание быстро сбивается? Если ощущение страха и беспокойства создают для вас проблемы во время выступления на соревнованиях, то вам следует научиться бороться со стрессом, иначе ваш результат никогда не будет положительным.

Тревожность у спортсмена очень часто возникает в день соревнований из-за наличия аудитории, которая оценивает его и из-за собственных высоких ожиданий. Этот тип стресса возникает из-за того, что человек интерпретирует ситуацию по-своему. Он может не прислушиваться к ободряющим возгласам с трибун, но обязательно выслушает свой внутренний голос, который поставит под сомнения его спортивные навыки. В таком случае следует помнить о том, что любая ситуация имеет разные исходы. И мнение человека о событии тоже должно меняться.

В первую очередь спортсмен должен подумать о том, являются ли его мысли о неудаче следствием неуверенности в собственных спортивных навыках. Если человек действительно так думает, то негативный разговор с самим собой может только повысить тревогу и напряжении. Чтобы не заниматься самоистязанием спортсмен должен научиться вести позитивный разговор с самим собой.

Помимо позитивного разговора с самим собой в борьбе со стрессом помогает поддержка тренера или спортивного психолога. Они являются профессионалами, которые знают, какие приемы и тренинги окажут позитивное влияние на психическое состояние спортсмена.

Как бороться со стрессом?

Существует много причин, из-за которых спортсмены могут испытывать сильный стресс, страх или раздражение. Мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими полезными советами, которые могут помочь перенаправить или изменить свои взгляды на стресс.

Как бороться со стрессом перед соревнованиями:

Поймите, что страх – это нормально

Не говорите себе, что боитесь, что у вас ничего не получится. Лучше скажите себе: «Это всего лишь легкий прилив адреналина в крови! Мое тело готовится к соревнованиям!» Только помните, что это должно быть просто небольшим замечанием, а не навязчивой мыслью или убеждением. Когда начнется гонка или само соревнование, то ощущение тревоги пройдет само.

Подготовьте себя морально и физически

Приходите на соревнование как можно раньше. Пройдитесь по спортивной площадке, сделайте разминку, спокойной переоденьтесь. Так вы привыкните к обстановке и будете чувствовать себя гораздо увереннее.

Представляйте весь ход событий

Практикуйтесь в визуализации. Представьте себе все этапы соревнования: то, как вы разминаетесь, делаете упражнение, показываете свое мастерство и побеждаете. Это один из вариантов позитивного разговора с самим собой. Визуализация поможет вам придумать хорошую стратегию, перебороть волнение и подготовиться к неожиданным исходам события.

Как бороться со стрессом во время соревнований:

Сконцентрируйтесь на процессе, а не на итоге

Постоянные размышления о результате могут затянуть вас в состояние сильного стресса. Чем больше вы думаете о исходе соревнований, тем быстрее ваши мысли переходят из состояния «Я обязательно выиграю!» в состояние «Я точно проиграю!». Сконцентрируйтесь на процессе. Как только вы замечаете, что говорите сами с собой в негативном ключе, то сместите свое внимание на дыхание и его ритм. Этот прием поможет вам вернуться к трезвому мышлению.

Простая улыбка способна изменить многое

Да, все настолько просто! Если вы пытаетесь справиться со стрессом, но вашего позитивного разговора с самим собой недостаточно, то просто заставьте себя улыбаться в течение нескольких секунд. Как бы странно это не звучало, но улыбка способна снизить уровень стресса и заставить прийти в себя.

Не зацикливайтесь на результате

Мы уже говорите выше о концентрации на процессе, а не на результате. Если вы находитесь в состоянии сильного стресса, то вам будет сложно выкладываться на полную. Считайте, что вы просто сражаетесь с кем-то, наслаждайтесь процессом. Этот прием расслабит вас и добавит уверенности в себе.

Как бороться со стрессом после соревнований:

Проанализируйте свое выступление и определите, что вы сделали хорошо

Определите те мысли, установки и действия, которые помогали вам справляться со стрессом во время соревнований. Решите, что лично вас может подбодрить или развеселить.

Проанализируйте свое выступление и определите, что вы сделали плохо

Всегда надо принимать свои ошибки. Но не стоит ругать себя за то, что у вас что-то не получилось. Воспринимайте ваши неудачи, как возможность дальнейшей работы над собой.

Имитируйте условия соревнований на тренировках

Запомните условия, в которых вы соревновались с другими спортсменами. Воссоздайте обстановку и атмосферу соревнований на своей тренировке. Пригласите тренера, друзей и других спортсменов из вашей команды. Проведите тренировку, которая будет максимально похожа на соревнования. Благодаря этому упражнению ваш тренер и члены команды смогут сказать, в чем вы хорошо, а что стоит исправлять.

Бороться со стрессом самостоятельно может не каждый спортсмен. Самое главное – вовремя понять причины возникновения вашего стресса. Не оставляйте свое психическое здоровье без внимания. Чистые мысли спортсмена – его духовная сила и поддержка на любых соревнованиях.

5.2.2. Спортивный стресс

5.2.2. Спортивный стресс

Специфика протекания спортивного стресса напоминает учебный стресс, в котором хронические нагрузки межсессионного периода перемежаются с экстремальными эмоциональными переживаниями во время экзаменов. Подобным образом у спортсменов можно выделить стрессы тренировочного периода и стрессы, вызванные соревнованиями.

Первая группа стрессов может быть вызвана чрезмерными тренировочными нагрузками, травмами, плохими отношениями с тренером или товарищами по команде, неадекватными или чрезмерными ожиданиями будущих спортивных результатов и т. д.

Вторая группа стрессов может быть спровоцирована собственными неудачными выступлениями на соревнованиях или удачными выступлениями соперников, конфликтами с судьями или тренерами, чрезмерным перенапряжением, травмами и т. д. Во второй группе причин стресса ведущую роль играет экстремальное физическое и эмоциональное напряжение, а в первой группе – больше когнитивно-эмоциональные факторы. В то же время и в соревновательный период информационный аспект стресса нельзя сбрасывать со счетов. Как отмечает Б. А. Вяткин, ситуация спортивных соревнований является стрессовой потому, что происходит значительное расхождение между поставленными перед спортсменами задачами и возможностями для их реализации, которые имеются у спортсмена. При этом не только объективная трудность задачи, но и вероятностная оценка спортсменом ее достижения является главной причиной психического напряжения. Чем меньше уверен спортсмен в точности своего прогноза, тем выше стресс. Исследование содержания катехоламинов у теннисистов и пловцов показало, что во время тренировки содержание катехоламинов в организме статистически не превышало обычный уровень гормонов данной группы, в то время как на соревнованиях содержание норадреналина было существенно выше нормы. При этом наиболее успешно выступали те спортсмены, у которых соотношение норадреналина к адреналину было большим. Спортивные психологи приходят к выводу, что организм спортсмена может адаптироваться к физическим нагрузкам во время соревнований, а к эмоциональным нагрузкам во время состязаний – нет @@@@@2#####.

Другой специалист в области спортивной психологии, Л. Д. Гиссен, пишет:

«В условиях спортивной деятельности наряду с физиологическими компонентами психические аспекты также могут быть сильными стрессорами. Не сама ситуация является стрессором, а отношение спортсмена к ней может сделать ее таковой» @@@@@5; с. 13#####.

Существуют разнообразные виды классификаций спортивных стрессов. Согласно одной из них, все стрессы можно разделить на группу с кратковременным действием и группу с длительным действием на организм.

К первой группе относят следующие стрессоры:

+ вызывающие страх (исполнение упражнения, в котором ранее была получена травма, встреча с явным фаворитом и т. д.);

+ вызывающие неприятные физиологические ощущения (боль, усталость, плохие метеорологические условия);

Читать еще:  У ребенка болят колени что это и к какому врачу обратиться

+ темпа и скорости (необоснованно завышенные установки на рекордный результат);

+ отвлечения внимания (тактические маневры противника, опасения за здоровье, семейные и бытовые трудности);

+ неудач (неудачный старт, ошибка в технике движения, «неудачный противник»).

Ко второй группе (длительного действия) относят стрессоры, связанные:

+ с риском и опасностью (альпинизм, прыжки с трамплина, хоккей, мотоспорт);

+ с длительной нагрузкой (продолжительное выполнение упражнений на фоне физического и психического утомления);

+ с борьбой (длительные соревнования);

+ с изоляцией (отрыв от дома и семьи во время соревнований) @@@@@5#####.

Различают три формы соревновательного стресса: предстартовую лихорадку, стартовую апатию и боевую готовность.

Первая форма спортивного стресса выражается в чрезмерном перевозбуждении нервной системы, неоправданно повышенном тонусе мышц и трудностях в поддержании ясности тактического мышления. При этом вегетативный баланс организма сдвинут в сторону преобладания тонуса симпатической нервной системы.

Вторая форма отмечается при длительном ожидании соревнований и на спортивном жаргоне обозначается как «перегорание» спортсмена. Она сопровождается ваготонией – преобладанием тонуса парасимпатической нервной системы и субъективно проявляется в виде пониженной мотивации и общей слабости.

Наиболее оптимальной формой считается третья форма – боевая готовность, которая позволяет достичь наилучших спортивных результатов и по своей сути является вариантом эустресса.

Б. А. Вяткин так характеризует это психическое состояние @@@@@2#####:

+ высокая мотивация деятельности;

+ напряженное ожидание старта;

+ умеренное эмоциональное напряжение;

+ трезвая уверенность в своих силах;

+ способность к сознательной саморегуляции поведения, мыслей и чувств;

+ хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности.

Согласно оценке этого спортивного психолога, состояние боевой готовности можно соотнести с начальной стадией стресса по Селье, где организм полон сил и энергии, когда об отрицательном влиянии стресса на деятельность еще не может быть и речи, а ситуация воспринимается как тревожная, но не угрожающая благополучию личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Профилактика стресса и переутомления спортсменов

Профилактика стресса и переутомления спортсменов [ править | править код ]

Эффективное управление учебно-тренировочным процессом невозможно без учета влияния доз психических и физических нагрузок на организм спортсмена на “короткое” и более “длительное” время. Незнание механизмов адаптационного процесса и особенностей кумулятивного эффекта может привести спортсменов к таким явлениям, как перенапряжение, переутомление, перетренированность и др.

Учет динамики психических и физических качеств в учебно-тренировочном процессе в мезоцикле (большом цикле) спортивной тренировки способствует предотвращению такого явления, как переутомление и перетренированность, если при этом использовать активный отдых как средство подготовки.

Для предотвращения этого явления необходимо принять целый комплекс мер. В связи с тем что в возникновении переутомления спортсменов (как явления) существенную роль играют психологические и биологические механизмы, предотвращение и лечение его должно быть комплексным, включающим методы психотерапии, фармакотерапии, организационные и психологические мероприятия, индивидуальные наблюдения врача и психолога команды.

Вместе с тем, осознавая степень значимости указанных методов, не следует забывать о первом звене в этой цепи. Это участие тренера, роль и значение которого, как человека, наиболее близко стоящего к спортсмену, первостепенны.

Именно тренер как человек, лучше всех знающий своих воспитанников, может своевременно заметить особенности в поведении спортсмена, выявить отклонения, мешающие ему показать максимальный результат (Синельникова, 1984).

Заметив изменения нервно-психического состояния, тренер имеет возможность поддержать и ободрить спортсмена в такой нужный для него момент. Факт неудачного выступления, бой, проигранный ввиду явного преимущества соперника, и другое всегда являются стрессом для спортсмена (и для тренера), вызывают отрицательные эмоции. Важно, чтобы в это время спортсмен не был один. В своих исследованиях Henschen (1992) предлагает систему мер для тренеров по снижению уровня послесоревновательного стресса.

При необходимости тренер может способствовать преодолению или смягчению проявлений болезненного состояния воспитанника—использовать в качестве основного лечения постановку перед ним реальных задач в достижении конкретной и посильной цели. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с проведением учебно-тренировочного процесса тренер уделял должное внимание воспитанию личности спортсмена, коррекции имеющихся у него отклонений. Прежде всего, важно выработать у спортсмена умение адекватно реагировать на любые жизненные и спортивные ситуации, особенно неудачи, необходимо воспитать у него бойцовские качества, так как именно они позволяют мобилизоваться на достижение максимального спортивного результата. Особенно важна разумная тактика тренера перед соревнованием и в момент секундирования между раундами. Тренер должен помнить, что его эмоции, неуверенность, переживания передаются ученику. Настройка на бой и построение тактического плана боя должны быть четкими и лаконичными, с учетом собственных достоинств и недостатков соперника. Замечания и указания должны быть краткими и информативными (понятными). Не следует давать ученику много советов между раундами и нервничать самому. Особенно важно поведение тренера после соревнований. Рациональный подход, анализ допущенных ошибок и перспективы их устранений позволят спортсмену избежать нервного срыва (особенно при неудачно проведенном старте). Кроме того, нужно научить спортсмена не переоценивать свой успех. “Звездная болезнь”, игнорирование рекомендаций тренера и врача, как правило, очень быстро приводят к серии неудач, что также способствует развитию невроза.

Способы снижения уровня послесоревновательного стресса у спортсменов

  1. Обеспечение положительной (поддерживающей) атмосферы сразу же после соревнования.
  2. Концентрация внимания на эмоциональном состоянии спортсменов, а не на собственном.
  3. Стремление находиться после соревнования вместе с командой.
  4. Обеспечение реальной оценки действий каждого спортсмена.
  5. Беседа со всеми членами команды, даже с теми, кто не принимал участия в соревновании.
  6. Обеспечение совместной деятельности всех членов команды после матча, боя, соревнования (например, ужин всей командой, поход в кино и др.).
  7. Изолируйте спортсменов после соревнования от родителей и друзей.
  8. Не позволяйте членам команды восхищаться своим успехом или впадать в депрессию из-за проигрыша.
  9. Начните психологическую подготовку к поединку с очередным соперником на следующем же тренировочном занятии.

Особое внимание заслуживает вопрос организации быта и отдыха спортсменов в условиях тренировочных сборов и, особенно, в период ответственных соревнований. Направляющая роль тренера должна проявиться в разумном руководстве, организации активного отдыха спортсмена, в умении отвлечь его от навязчивых, подчас изнуряющих мыслей о предстоящих соревнованиях. При этом в равной степени вредны позиции как полного отказа от всех радостей жизни, так и системы предоставления спортсмену полной свободы действия, так как не все спортсмены умеют правильно пользоваться свободным режимом.

Важная роль в предупреждении переутомления принадлежит правильной организации тренировочного процесса. Обязательным условием его должна быть индивидуализация выполняемых нагрузок с учетом функциональных возможностей спортсмена в каждый конкретный отрезок времени.

При этом необходимо принимать во внимание и физиологические особенности, обусловленные возрастом.

В условиях современной системы подготовки, с использованием больших по объему и интенсивности нагрузок и применением 2—3 тренировок в течение дня, чрезвычайно большое значение имеет система восстановительных мероприятий. Эффективность последней будет высока лишь в том случае, если она будет комплексной и включать педагогические, медико-биологические и психологические средства (Готовцев, Дубровский, 1981).

В качестве профилактики и снижения психологического напряжения на спортсменов Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд (1997) предлагают предпринять следующие меры:

  1. Определение краткосрочных соревновательных и тренировочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что спортсмен находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
  2. Общение. Тренерам, спортсменам, судьям, руководителям команд рекомендуется делиться своими чувствами с коллегами, искать у них социальную поддержку. Когда вы делитесь отрицательными чувствами со своими коллегами, те могут помочь вам найти разумное решение возникшей у вас проблемы.
  3. Использование “тайм-аутов”. Очень важно для обеспечения психического и физического благополучия брать “тайм-аут”, т. е. отдыхать от работы и других нагрузок. Миф о том, что чем больше спортсмен тренируется, тем лучше, все еще распространен в мире спорта. Вместе с тем ежедневная тренировка и соревновательная деятельность ведут к психическому и физическому утомлению. Снижение объема тренировочных нагрузок, а также интенсивность физических упражнений способствуют психическому здоровью.
  4. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь) значительно снижает уровень стресса, ведущего к “перегоранию”. Перетренированность спортсменов очень часто происходит за счет личной жизни. Определяя реальные цели, спортсмен находит время и для спорта, и для личной жизни, что способствует предупреждению “перегорания”.
  5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей (ими могут быть коллеги), которые могут обеспечить социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения относительно ваших действий.
  6. Контроль последовательных эмоций. Большинство тренеров и спортсменов знают, что необходимо контролировать соревновательное чувство тревожности и напряжения, но мало кто обращает внимание на свои эмоции после соревнований. Эмоции очень часто усиливаются и находят выражение то ли в депрессии, то ли в излишней эмоциональности.
  7. Поддержание высокой спортивной формы. Хронический стресс оказывает воздействие на организм человека, потому очень важно поддерживать высокую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, особенно после соревнований, увеличение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома “перегорания” и “переутомления”.
Читать еще:  Лечение простуды при беременности в первом триместре

Стресс в спорте и его профилактика

Стресс в спорте и его профилактика

Рекорды, к которым стремятся все спорт­смены, невозможны не только без длительных все возрастающих тренировочных нагрузок, но и без кратковременного максимального напря­жения всех физических и эмоциональных резер­вов организма в период основного выступления. Последнее реализуется через состояние, которое привычно обозначается как “стресс”. Механизм развития стресса уни­версален,т.е. не зависит от причин его вызывающих — будь то желание достичь цели любой ценой, травма мозга или хирургическая агрессия.

Доказано, что регулярные малые стрессорные воздействия помогают преодолевать стресс высокой интенсивности. Так что тренировки позво­ляют повышать не только физическую выносливость и мышечную силу, но и эмоциональную устойчивость. Именно поэтому правильная подго­товка перед состязанием позволяет нивелировать патологические послед­ствия стресса, одним из грозных вариантов которых является желудоч­но-кишечное кровотечение на почве острых язв слизистой оболочки. Кроме слизистой оболочки во время стресса организм “жертвует” в пер­вую очередь паренхиматозными органами (поджелудочной железой, пе­ченью, почками) и скелетной мускулатурой во имя сохранения адекват­ного функционирования сердца, мозга и поддержания на должном уров­не центральной гемодинамики.

В основе всех нарушений лежит недостаточность энергообеспечения, обусловленная гипоксией. Следовательно, достаточный энергетический резерв и профилактика гипоксии — основные моменты, на которые сле­дует обращать внимание при подготовке спортсменов к экстремальным нагрузкам.

Самыми древними реакциями организма, возраст которых — милли­оны лет, являются две: “убегать” и “догонять”. Убегать, чтобы не быть съеденным, и догонять, чтобы съесть самому. Именно стресс позволяет максимально эффективно использовать эти реакции и в этом плане его следует рассматривать как нормальное состояние. Однако философский закон единства и борьбы противоположностей позволяет понять, поче­му нормальная по своей сути реакция при определенных условиях (по­вышение времени или силы воздействия, снижение подготовленности организма) превращается в свою противоположность, т.е. реакцию па­тологическую с соответствующими сосудистыми расстройствами, нару­шением энергетического обмена и др.

Реализация стрессорного механизма происходит двумя путями — быс­трым кратковременным и медленным продолжительным. Организм про­ходит оба пути последовательно. Первый обеспечивается нервной систе­мой, второй является гормонозависимым.

Итак, посмотрим на организм спортсмена, что называется, “изнут­ри”. Предстартовое психоэмоциональное напряжение и первые доли се­кунды непосредственно старта с максимальным мышечным тонусом вы­зывают раздражение нервных структур, что приводит к возникновению импульсов, передающихся по восходящим путям в высшие нервные цен­тры как по каналам соматической чувствительности, так и по всем во­локнам вегетативной нервной системы.

Первичное активирование ретикуло-кортико-ретикулярной цепи осу­ществляется, как я уже отмечал, нервными быстрыми непродолжитель­ными механизмами. В последующем присоединяются гуморальные (мед­ленные длительные) факторы, характеризующиеся повышением в крови концентрации некоторых гормонов и медиаторов (АКТГ, АДГ, катехо­ламины, АХ, гистамин, серотонин и др.). Происходит быстрая разрядка катехоламинов — “гормонов агрессии” — из высших вегетативных цент­ров и надпочечников.

Интенсивность симпатико-адреналовой реакции спортсмена зависит от его адаптированное™ к психоэмоциональной и физической нагрузке, нали­чия или отсутствия предстартового душевного комфорта и величины состя­зательного напряжения.

Согласно современным представлениям, глюкокортикоиды оказыва­ют влияние на ключевые процессы жизнедеятельности клеточно-ткане­вых структур организма: проницаемость мембран клетки и внутрикле­точных органел, активность ферментов, синтез протеинов и др.

Неспецифические реакции организма не зависят от вида спорта. Они оп­ределяются общей направленностью обмена веществ в сторону катаболизма.

Факторами риска неблагоприятных реакций в постсоревновательном периоде является все то же психоэмоциональное напряжение, мышечная боль, гемодинамические расстройства, метаболический ацидоз, активация свертывающей системы крови, гиповолемия, циркуляторная гипок­сия, функциональная нагрузка на печень, почки, дисфункция желудоч- но-кишечного тракта с наличием дуодено-гастрального рефлюкса.

Наиболее значимыми могут оказаться гемодинамические расстрой­ства, обусловленные появлением сосудопарализующих веществ (гиста­мина, продуктов распада белка) и гиперкоагуляцией. Эти расстройства обусловливают гипоксию.

В ближайший постстрессовый период организм нуждается в повышен­ных количествах энергии для купирования катаболических процессов (3-7 дней в зависимости от тяжести агрессии и реактивности организма).

При стрессе наиболее важным источником немедленного получения не­обходимой энергии является глюкоза. В отличие от жиров и белков, которые т акже служат источником энергии, углеводы не образуют токсических мета­болитов. Таким образом, утилизация глюкозы происходит без побочных эф­фектов. Главную роль в мобилизации резерва углеводов в организме играют катехоламины и глюкагон за счет прямой активации глюкогенолиза и гликоли­за через аденилатциклазную систему в печени, скелетных мышцах и сердце.

Другим источником глюкозы является возникающая под влиянием глюко- кортикоидов и паратгормона активация гидролиза белков, увеличение фонда свободных аминокислот и активация глюконеогенеза в печени и скелет­ных мышцах. Итогом активации глюконеогенеза являются трансамини- рование аминокислот и образование из них глюкозы.

Если стрессовая нагрузка на организм велика или запас гликогена не­большой, то за периодом гипергликемии может последовать состояние гипогликемии.

Распад белков скелетных мышц обеспечивает 20% эндогенных источ­ников энергии. Покрытие потребности в глюкозе абсолютно глюкозоза­висимых органов и тканей (ЦНС, клетки крови, лимфатическая система, эпителий почечных клубочков и др.) на 50-60% происходит за счет рас­пада аминокислот различных протеинов.

К примеру, после хирургического стресса потеря белков достигает 50- 70 г/сут.,а под дополнительным воздействием глюкокортикоидов повы­шается в 2 раза.

Гипоксия и нарушения гемодинамики приводят к накоплению молоч­ной кислоты, тормозящей освобождение свободных жирных кислот из жи­ровой ткани, что еще больше усиливает утилизацию аминокислот печенью.

Необходимый адаптивный эффект стресс реакции состоит в том, что “стрессорные” гормоны влияют на активность липаз и интенсивность сво- боднорадикального окисления липидов, т.е. на основные процессы, от­ветственные за обновление липидного бислая мембран клеток. Липот- ропный эффект стресс-реакции меняет структурную организацию жиз­ненно важных ферментов, рецепторов, каналов ионного транспорта, ло­кализованных в клеточной мембране. В основе модифицирующего влия­ния активации перекисного окисления липидов на липидный бислой мем­бран лежит реакция свободных форм кислорода с ненасыщенными жир­ными кислотами фосфолипидов мембран. Образуются полярные гидро­перекиси фосфолипидов, обладающие детергентным свойством. При чрез­мерно длительной и интенсивной стресс-реакции избыточная активация фосфолипаз и свободнорадикалыюго окисления липидов может привес­ти к повреждению мембран и приобрести ключевую роль в превращении адаптивного эффекта стресс-реакции в повреждающий.

В подготовительный к соревнованиям период и в самом начале выс­тупления умеренная активация стресс-реализующей системы сопровож­дается повышением иммунной реактивности, которая опосредуется че­рез клетки Т- и В-ряда. Стресс-лимитирующая система ограничивает ак­тивность стресс-реализующей и, следовательно, — иммунный ответ. Ко­нечный результат — стимуляция или супрессия иммунного ответа — де­терминирован тяжестью спортивной нагрузки. Преобладание активнос­ти стресс-реализующей системы, слом ее механизмов и угнетение тор­мозных систем обусловливают переход от стадии активации иммуните­та, наблюдаемой в тренировочный период, к стадии супрессии — при тя­желой психоэмоциональной и физической нагрузке.

Читать еще:  Как делать хвойные ванны, польза хвойных ванн

Таким образом, происходящие в организме спортсмена в условиях спортивного стресса адаптационные изменения сопровождаются бурны­ми биохимическими, обменными и эндокринными процессами. Если ком­пенсаторные возможности организма превышают силу факторов агрес­сии, то системная постагрессивная реакция адекватно управляется ме­ханизмами ауторегуляции. Когда же уровень компенсации ниже должно­го, то спортивный стресс на фоне вызывает истощение наиболее лабиль­ных физиологических систем, что приводит к нарушению взаимодействия функций и в последующем — к разладу защитной пост агрессивной реакции.

В этой связи аюрведическая медицина предлагает следующее.

Во-первых, это философия здорового образа жизни, только благодаря которой возникают условия для наиболее эффективной профилактики и лечения вредных факторов стресса.

Во-вторых, препарат Стресском (ашвагандха), регулярный прием которого гаран­тирует психоэмоциональный комфорт. У людей с повышенной возбуди­мостью нервной системы (холерики) он уменьшает избыточную импульсацию, а при сниженной возбудимости (флегматики, меланхолики) — по­вышает нервную активность. Следовательно, Стресском, вне зависимос­ти от типа нервной системы, нормализует функциональную активность ЦНС, что чрезвычайно важно в предстартовый период, т.к. изначально приводит в состояние гармонии стресс реализующую и стресс лимитиру­ющую системы.

В-третьих, различные белковые коктейли. Важной особенностью яв­ляется тот факт, что эти белки растительного происхождения. Достаточ­ная белковая насыщенность гарантирует профилактику дефицита не толь­ко энергетического, но и пластического материала, что является основ­ной защитой организма в условиях преобладания процессов катаболиз­ма, когда распад доминирует над синтезом. Ресурсы эндогенных белков (альбуминов, гемоглобина, белков желудочно-кишечного тракта, скелет­ной мускулатуры и др.) невелики и составляют 0,5-0,7 г на 1 кг массы тела. Белки скелетной мускулатуры составляют 20% эндогенных источ­ников энергии. Как уже отмечалось выше, в условиях тяжелого стресса потеря белка может достигать 140 г/сут. Это означает, что в те сутки, когда спортсмен пытается показать самый высокий результат, запас бел­ка должен быть примерно 20-ти кратным.

Преимущество растительных белков перед белками животного про­исхождения заключается в том, что они легче усваиваются организмом, а при утилизации их не отмечена азотемия с повышением уровня моче­вины в крови. Следовательно, при нуклеопротеиновом катаболизме по мере уменьшения углеводных ресурсов концентрация шлаков в организ­ме от растительных белков меньше, а значит — в экстремальной ситуации меньше нагрузка на печень, почки, слизистую оболочку желудочно-ки­шечного тракта.

Наконец, многокомпонентный препарат Чаванпраш. 49 естественных компонентов, входящих в его состав, обеспечивают разноплановый оз­доровительный (профилактический и лечебный) эффект. В свете изло­женного отметим лишь его благотворное действие на ЦНС и гормональ­ный фон, сосудистый тонус, функцию желудочно-кишечного тракта (нор­мализация моторики, выведение шлаков), его антигипоксантный и анти- оксидантный эффекты, способность повышать иммунную реактивность организма. В целом, сумма положительных эффектов Чаванпраша по­зволяет отнести этот препарат к группе адаптогёнов.

Комплексное действие аювердических средств и методов повышает реактивность организма, адаптацию его к экстремальным воздействиям.

О. Н. Скрябин, д.м.н., проф. , Военно-медицинская Академия, г. Санкт-Петербург

Спортивный стресс

Специфика протекания спортивного стресса напоминает учебный стресс, в котором хронические нагрузки межсессионного периода перемежаются с экстремальными эмоциональными переживаниями во время экзаменов. Подобным образом у спортсменов можно выделить стрессы тренировочного периода и стрессы, вызванные соревнованиями.

Первая группа стрессов может быть вызвана чрезмерными тренировочными нагрузками, травмами, плохими отношениями с тренером или товарищами по команде, неадекватными или чрезмерными ожиданиями будущих спортивных результатов и т. д.

Вторая группа стрессов может быть спровоцирована собственными неудачными выступлениями на соревнованиях или удачными выступлениями соперников, конфликтами с судьями или тренерами, чрезмерным перенапряжением, травмами и т. д. Во второй группе причин стресса ведущую роль играет экстремальное физическое и эмоциональное напряжение, а в первой группе — больше когнитивно-эмоциональные факторы. В то же время и в соревновательный период информационный аспект стресса нельзя сбрасывать со счетов. Как отмечает Б.А. Вяткин, ситуация спортивных соревнований является стрессовой потому, что происходит значительное расхождение между поставленными перед спортсменами задачами и возможностями для их реализации, которые имеются у спортсмена. При этом не только объективная трудность задачи, но и вероятностная оценка спортсменом ее достижения является главной причиной психического напряжения. Чем меньше уверен спортсмен в точности своего прогноза, тем выше стресс. Исследование содержания катехоламинов у теннисистов и пловцов показало, что во время тренировки содержание катехоламинов в организме статистически не превышало обычный уровень гормонов данной группы, в то время как на соревнованиях содержание норадреналина было существенно выше нормы. При этом наиболее успешно выступали те спортсмены, у которых соотношение норадреналина к адреналину было большим. Спортивные психологи приходят к выводу, что организм спортсмена может адаптироваться к физическим нагрузкам во время соревнований, а к эмоциональным нагрузкам во время состязаний — нет (Б.А. Вяткин)

Существуют разнообразные виды классификаций спортивных стрессов. Согласно одной из них, все стрессы можно разделить на группу с кратковременным действием и группу с длительным действием на организм.

К первой группе относят следующие стрессоры:

  • • вызывающие страх (исполнение упражнения, в котором ранее была получена травма, встреча с явным фаворитом и т. д.);
  • • вызывающие неприятные физиологические ощущения (боль, усталость, плохие метеорологические условия и т. д.);
  • • темпа и скорости (необоснованно завышенные установки на рекордный результат);
  • • отвлечения внимания (тактические маневры противника, опасения за здоровье, семейные и бытовые трудности и т. д.);
  • • неудач (неудачный старт, ошибка в технике движения, «неудачный противник» и т. д.).

Ко второй группе (длительного действия) относят стрессоры, связанные:

  • • с риском и опасностью (альпинизм, прыжки с трамплина, хоккей, мотоспорт);
  • • с длительной нагрузкой (продолжительное выполнение упражнений на фоне физического и психического утомления);
  • • с борьбой (длительные соревнования);
  • • с изоляцией (отрыв от дома и семьи во время соревнований) (Л.Д. Гиссен).

Различают три формы соревновательного стресса: предстартовую лихорадку, стартовую апатию и боевую готовность.

Первая форма спортивного стресса выражается в чрезмерном перевозбуждении нервной системы, неоправданно повышенном тонусе мышц и трудностях в поддержании ясности тактического мышления. При этом вегетативный баланс организма сдвинут в сторону преобладания тонуса симпатической нервной системы.

Вторая форма отмечается при длительном ожидании соревнований и на спортивном жаргоне обозначается как «перегорание» спортсмена. Она сопровождается ваготонией — преобладанием тонуса парасимпатической нервной системы и субъективно проявляется в виде пониженной мотивации и общей слабости.

Наиболее оптимальной формой считается третья форма — боевая готовность, которая позволяет достичь наилучших спортивных результатов и по своей сути является вариантом эустресса.

Один из исследователей психического стресса в спорте, П. Шмидт (высшая гимнастическая школа Меклинген в Швейцарии), рассматривает психический стресс, пользуясь следующей схемой.

В схеме обращают на себя внимание несколько моментов:

  • — сам по себе психический стресс приводит к симптомам напряжения, он имеет приспособительный характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык. Это определяет и профилактические мероприятия в этом периоде: снижение тревоги и предупреждение изменений мышечного тонуса (см. рис. 3);
  • — лишь на последующих этапах, а именно начиная с появления дезинтеграции, выявляется отрицательная симптоматика, в которой всегда отмечаются и психические расстройства;
  • — развитие отрицательной симптоматики имеет определенную поступательность. Между нормальной адаптационной реакцией напряжения и формированием невроза или выраженных психосоматических заболеваний обнаруживаются промежуточные, временные состояния функциональных расстройств (в том числе и психических);
  • — на схеме показано, что чем дальше заходит расстройство, тем большее влияние на это оказывает предрасположение, почва.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector